Искусство как компонент культуры во взаимодействии с другими её компонентами

Искусство как компонент культуры во взаимодействии с другими её компонентами. Искусство и философия. Основы взаимодействия искусства и философии кроются уже в самом предмете этих двух форм общественного сознания.

Искусство: Во-первых, отражает в образной форме человеческую жизнь; Во-вторых, стремиться проникнуть в сложный мир человеческих взаимоотношений; В-третьих, стремиться определить место человека в природе и обществе; В-четвёртых, стремиться найти действительный смысл человеческой жизни. Искусство тем самым, как вы сами заметили, вольно, или невольно вторгается в философскую проблематику, ставит кардинальные проблемы бытия. Философская картина мира, мировоззренческие эпохи, сложные проблемы мироздания явственно проступают не только в творениях Гомера, трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида- это более или менее очевидно даже при поверхностном взгляде, но и в архитектурных сооружениях Древней Греции: светлых, солнечных, просторных храмах, в прекрасных античных статуях, обожествлявших свободного, мудрого и прекрасного человека, изображавших даже богов не иначе, как в человеческом облике.

Подлинной философской энциклопедией своей эпохи может служить итальянское искусство эпохи Возрождения.

Великий гуманист Данте своей «Божественной комедией» возвестил конец мрачного средневековья, предвосхитил неукротимую энергию и жизнелюбие, хлынувшие неудержимым потоком из сонетов Петрарки и новелл Боккаччо, из бессмертных творений Леонардо да Винчи Микеланджело, Рафаэля и Тициана, Рубенса, Сервантеса, Шекспира. Великий Гёте – целая эпоха в становлении проблемы единства философии, науки и искусства. Универсальный характер дарования поэта заставлял его с равным жаром отдаваться философии, изучать физические и органические феномены природы и постигать законы человеческих страстей, гармонию мира. Но самое главное для нас то, что философская мысль Гёте, его опыты в качестве «естествосозерцателя» замечательным образом обогатили его художническое видение мира, непосредственно сказались на содержании и характере творчества, позволили создать великие произведения, глубокий смысл и значение которых будут постигать в веках все новые и новые поколения.

Гётевский «Фауст» — кладезь мудрости, средоточие кардинальных проблем мироздания, накопленных веками бурления человеческой мысли.

Воздействие философии на искусство и искусства на философию — обоюдное, двустороннее. Философия, вливается в творческую практику художника через мировоззрение, мироощущение и, тем самым влияет на характер творчества, выбор проблематики. Искусство «поставляет» философии бесценный мате¬риал для обобщений, обогащает философов знанием жизненных реалий. Отражая действительность сквозь призму яркой, талантливой индивидуальности художника, искусство создает свой особый мир, который живет по своим законам, но в котором, однако, наглядно, проступают истинные закономерности действительного мира. Поэзия философичнее, серьезнее истории (это утверждал в своей «Поэтике» еще Аристотель), так как если историк говорит о действительно случившемся, а поэт — о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном.

Художник, поэт, музыкант, создавая свою «модель действительности», в известном смысле ставят опыт, «экспериментируют». Причем этот эксперимент осуществляется очень свободно, гораздо свободнее, чем то, что позволено ученому, философу, ибо в искусстве нет рабской привязанности к материалу.

Материал свободно изыскивается художником при помощи его творческого вымысла, художественно¬го воображения, фантазии. Проследить влияние философии на искусство легче всего, конечно же, на примере художественной литературы. Не забудем, что язык — универсальное средство общения людей. Философская позиция поэта, прозаика, драматурга обнаруживает себя в произведении более или менее непосредственно.

Она проступает в отборе жизненного материала, в отображаемых конфликтах и их интерпретации, в прямых авторских рассуждениях, в монологах действующих лиц (как у Шекспира, Шиллера, Островского). В искусствах, не связанных со словом, философское содержание произведения обнаруживает себя не столь явно и требует от воспринимающего определенной художественной и мыслительной культуры, так как преломляется через специфику данного вида искусства.

Современное искусство, все его виды, все более характеризуется повышением роли интеллектуального начала, использует смелые и неожиданные ассоциации, требующие и от читателя, и от зрителя, и от слушателя умения эти ассоциации уловить. Примечательно в этом отношении то, что происходит в современной хореографии, предельно расширившей традиционные рамки своего содержания, активно ищущей новые формы, смело вторгающейся в круг сюжетов большой классической и современной литературы, стремящейся найти адекватное пластическое воплощение известных литературных образов, будь то Шекспир или Л. Н. Толстой, Арбузов или Сент-Экзюпери.

В поле внимания хореографов не только широкий спектр человеческих пере¬живании, но и пытливая ищущая мысль, глобальные проблемы человеческой жизни. Поистине хореографии оказывается доступным все: «Маленький принц» и «Анна Каренина», «Чаика» и «Дама с собачкой». Не случайно в своих поисках балетмейстеры все чаще обращаются к симфоническим жанрам музыки, заимствуют в музыкальном искусстве принципы симфонизации звуковой ткани, трансформируя их в образы пластики.

Философия и музыка. Две, казалось бы, несовместимые духовные формы. Одна предельно абстрактна, оперирует отвлеченными категориями. Другая - «непосредственный язык души» (А. Н. Серов) - воплощает богатейшую гамму человеческих переживаний. И тем не менее точки соприкосновения музыки с философией налицо.

Предельная эмоциональная определенность музыки органично сочетается в ней со способностью глубоких обобщений, и передачей определенных общезначимых состояний души, состояний мира в целом, что позволяет говорить о философском содержании музыки. Она способна замечательно передавать становление, движение чувства, выражать динамику, сложную борьбу, смену эмоциональных состояний, иначе говоря - их диалектику и логику развития. Философский смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия — цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба.

Исследуя эмоциональное содержание, например, пятой симфонии Бетховена, русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате». Говоря о «родстве» музыки и философии, проводя опре¬деленные параллели между ними, конечно, не следует упрощать вопрос.

Речь может идти о способности музыкального искусства косвенно воспроизводить в звучащих образах те или иные стороны всеобщего процесса развития, о специфически эмоциональном преломлении в ней, как, впрочем, и в искусстве в целом, наиболее общих закономерностей бытия. Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство на этом пути не может игнорировать накопленную в веках мудрость, олицетворяемую философией, которая через мировоззрение художника органически входит в искусство.

Философия, в свою очередь, обогащается сконцентрированным в искусстве опытом образного отражения действительности, обретает способность предвидения, предвосхищает назревшие потребности вечно развивающейся жизни. Искусство и наука. Сказанное о связях искусства и философии во многом может быть распространено на искусство и науку вообще.

Ведь философия — это тоже наука, но наука особая, миро¬воззренческая, дающая, как об этом говорилось выше, цело¬стный взгляд на мир, рассматривающая наиболее общие законы его развития. В отличие от философии частные обще¬ственные и естественные, фундаментальные и прикладные науки изучают специфические закономерности, присущие той или иной конкретной сфере действительности, изуча¬ют мир, так сказать, по частям. Связь искусства и науки наиболее ярко реализуется в познавательной функции искусства.

А что их раз¬личает? Различает искусство и науку форма отражения действительности. Кроме единой объективной действительности, ни у ученого, ни у художника не было и нет какого-либо другого предмета познания, предмета отображения. Но эстетика усматривает специфику искусства в наличии у него специфического жизненного содержания. Многое может быть отображено в искусстве — картины природы, жизнь животных, вещный мир, — но главным, специфическим предметом познания искусства в целом всегда являет¬ся Человек, человеческая жизнь, сложный мир человеческих переживаний.

Здесь не место вдаваться в существо давних споров о предмете искусства. Важно лишь констатировать, что искусство дает о человеке и человеческой жизни такие знания, каких не может дать ни одна наука, даже специально избирающая человека своим предметом познания, — история, психология или анатомия. И если человеческая мысль вполне выразима на языке науки или философии или даже на простом разговорном языке, то эмоциональное состояние, тонкое движение души подчас остается неуловимым.

Искусство раскрывает человеческие взаимоотношения и связи с такой стороны, которая недоступна ни физику, ни биологу, ни историку. Поэтому искусство и наука не конку¬рируют, не соперничают, но взаимно дополняют наши знания о человеке, помогают высветить его сущность с разных сторон. Никакая самая совер¬шенная наука не может «заменить» искусство, по крайней мере, в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, отражая объективно существующую действительность, наука утрачивает субъективное видение этой действительности живым, конкретным человеком. Искусство, наоборот, воплощает в себе, сохраняет единство объективного и субъективного; объективная действительность отражается в искусстве сквозь призму личности художника, его неповторимой творческой индивидуальности. Во-вторых, понятие в науке рассчитано на чисто рациональное восприятие, не требует к себе эмоционального отношения; в искусстве «понять, значит почувствовать» (Станиславский); художественный образ воплощает органическое единство эмоционального (того, что волнует, приводит в движение человеческие чувства) и рационального (того, что заставляет вдумывать¬ся, осмысливать полученные впечатления). Таким образом, искусство — не придаток науки, не более или менее приятное к ней «добавление», не простое украшение, развле¬чение или средство времяпрепровождения.

Наряду с наукой искусство необходимое, исторически утвердившееся и постоянно взаимодействующее с другими формами общественного сознания средство познания действительности, воздействия на жизнь и совершенствования самого человека.

Послед¬нее имеет прямое отношение и к той категории людей, которые именуются учеными, инженерами, врачами — работниками умственного труда. Не случайно, поэтому многие выдающиеся, да и не только выдающиеся, ученые не мыслят свою жизнь без общения с искусством, без постоянного соприкосновения с художественными ценностями, являются тонкими ценителями и знатоками поэзии, театра, музыки, балета и т. д сами занимаются художественным творчеством в качестве любителей, или даже поднимаясь до высот профессионализма. Что касается современной научно-технической революции, ее влияния на все сферы материальной и духовной жизни общества, в том числе и на искусство, то её не приходится не¬дооценивать.

Научные открытия XX в широкое внедрение новейшей техники во все отрасли общественного производст¬ва, все это меняет привычный уклад жизни, сказывается на поведении, мышлении, мироощущении человека, что, естественно, не может не находить своего отражения в искусстве — в его тематике, образном строе, формах и способах отображения действительности.

Конечно, разные виды искусства в различной степени связаны с достижениями науки и техники, по-разному отражают воздействие научно-технического прогресса. В художественной литературе, например, прямо поднимается научная проблематика, раскрывается суть научных открытий, воссоздается нравственный облик ученого, его человеческие качества, образ жизни, исторические судьбы людей науки.

Эта тема всегда привлекала и привлекает деяте¬лей театрального искусства, актеров, режиссеров, которые при постановке пьес из жизни ученых тоже, конечно, не задаются целью постичь суть научных открытий и посвятить в них зрителей. Успех спектакля, например, обеспечивает не научная проблема сама по себе, сколь бы значима и интересна она ни была, а яркость и образная глубина раскрытых на ее материале человеческих характеров и судеб, нравственные проблемы, сопряженные с ее решением.

По мере развития науки и техники обогащается «технологическая вооруженность» традиционных искусств, например сценическая техника в театре. Органически входят в архитектуру, скульптуру новые материалы - алюминий, стекло, бетон, синтетические материалы. Появляются новые музыкальные инструменты — электроорган, синтезатор, электрогитара. Для получения записей на магнитофонную пленку без участия музыкантов-исполнителей используются электронные средства, которые позволяют сегодня имитировать че¬ловеческий голос, звучание традиционных музыкальных инструментов.

Так называемая электронная музыка широко используется в прикладной, иллюстративной сфере, для создания звуковых эффектов в театральных и радиопредставлениях, в кино и т.д. Расширяются границы самого искусства. Появляются новые виды искусства, сложившиеся в нашем столетии — художественную фотографию, кино, радиоискусство, телевидение.

Создание художественного изображения в них связано не просто с использованием технических средств (это было присуще и традиционным искусствам), но и с определенными технологическими процессами. Техническая основа этих видов искусства может быть использована как для создания оригинального художественного произведения (игровой кинофильм, радиоспектакль, телеопера), так и для ретрансляции других видов искусства. Так, кинематограф способен воспроизвести литературный текст, театральное действие, концертную программу; репродуцировать живописные полотна, скульптурные памятники, архитектурные сооружения. Еще в большей степени это свойственно телеви¬дению, которому, кроме того, доступна ретрансляция самого киноискусства.

С прогрессом науки и техники все более синтезируется художественная и техническая деятельность в промышленности (дизайн), в сфере информации (реклама), в быту (новые принципы оформления интерьера). Поистине фантастические возможности предоставляет современная техника для художественного оформления массовых празднеств Вместе с тем усовершенствованные средства массовой информации способствуют обмену художественными ценностями между народами, укрепляют связи национальных художественных культур, способствуют проникновению искусства в самые отдаленные уголки земного шара. Принципиально по-новому решается проблема соотношения уникального и тиражированного, исключительного и повседневного.

Искусство и мораль Утрата эстетического вкуса вредно отражается на нравственных качествах - повторим мысль Ч. Дарвина.

Искусство как высшее выражение эстетического, являясь олицетворением красоты, вбирает в себя и укрупняет сложившиеся веками в процессе трудовой деятельности представления о добре и зле, нравственности и безнравственности. Единство этического и эстетического — так называется в эстетике эта проблема, символизирующая неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и филосо¬фией, духовных ценностей.

В Древней Греции орудием нравственного воспитания объявлялась музыка, ибо она способна оказывать нравственное воздействие на этическую сторо¬ну души. Эта функция музыки наряду с двумя другими (достойное занятие во время досуга, ибо приучает наслаждаться чистым, удовольствием, и средство облегчить усталость) ставилась во главу угла. Еще более явно мысль об искусстве как средстве формирования добрых и благородных нравов проявилась в эстетике просветителей — в сочинениях Шефтсбери, считавше¬го, что красота создает величайшее добро, давая чистое и естественное наслаждение.

Она принимала подчас форму красивых, несбыточных утопий, одну из которых явил в «Письмах об эстетическом воспитании человека» Шиллер. Он утверждал, что удовольствие, доставляемое ис¬кусством, служит само по себе путем к нравственности и что, если сформировать в каждом человеке умение наслаждаться красотой, воспитать эстетическое чувство, то исчезнут порок и безнравственность и в мире воцарится гармония.

Однако с настойчивостью и упорством в истории духовного развития человечества насаждались и иные взгляды относительно взаимоотношения красоты и добра, утверждалась их принципиальная несовместимость. При этом акценты удивительным образом смещались то в пользу «чистой нравственности» — и тогда в искусстве игнорировалась, изгонялась как наущение дьявола красота (например, в религиозной эстетике раннего средневековья наслаждение красотой церковных песнопений объявлялось смертным грехом — внимание молящегося должно было быть со¬средоточено исключительно на божественном смысле молитвы). То, наоборот, из искусства изгонялась нравственность, а поклонение «чистой красоте», освобожденной от какого бы то ни было нравственного содержания.

Подобно тому, как единство искусства и философии наиболее очевидно проявляется в мировоззренческой функции искусства, а единство искусства и науки - в познавательной, просветительской его функции, взаимодействие искусства и морали четко прослеживается в воспитательной функции искусства.

Причем эта функция может проявляться двояко: 1) с одной стороны, искусство способно облагораживать человека, возвышать его, формировать культуру чувства. 2) с другой стороны, искусство способно опошлять человека, принижать его, пробуждать в нем животные инстинкты, стандартизиро¬вать личность. Все дело в том, каковы нравственные и эстетические идеалы общества, на каком искусстве формируется, воспитывается человек.

Утрата обществом прогрессивных идеалов неизбежно влечет упадок морали, а это, в свою очередь, приводит к тому, что в" эстетике называется эстетизацией безобразного, когда пошлость, порок, разврат, ложь, рядится в красивые, яркие и броские одежды и тем самым становятся притягательными для широких слоев публики — как в дешевых кинобоевиках, предназначенных, для массовой аудитории, в романах, рекламирующих шикарный образ жизни, романтизирующих преступную деятельность. Воспитательная функция присуща не только искусству. Есть и другие, причем, весьма многочисленные, средства воспитательного воздействия.

Но возникает вопрос: как осуществляет эту свою функцию искусство? в чем особенность его нравственного воздействия? Воспитательная функция искусства проявляется в том, что искусство увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждении. Оно способно вдохновлять на подвиги, внушать стремление сопротивляться негативным обстоятельствам жизни, выпрямлять человека.

Искусство не копирует действительность, оно - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло» (Маяковский). Художественная правда и жизненная правда - не одно и то же, хотя первая обусловлена второй, является ее отображением. Данко у Горького разрызает себе грудь и высоко поднимает сердце, чтобы освещать путь людям. Советский воин-освободитель держит в руке меч, хотя этот род оружия не был на вооружении Советской Армии. Во всех этих и им подобных случаях внешнее правдоподобие сознательно нарушается во имя усиления нравственного и эстетического воздействия искусства, ради достижения большой художественной правды.

Отношения искусства и морали сложны, противоречивы. Показывая положительное, высоконравственное начало как прекрасное, эстетически привлекательное, а отрицательное и безнравственное как безобразное и эстетически отталкивающее, искусство учит умению находить подлинную красоту, отличать ее от красивости.

Это великолепно проявляется в фольклоре — поэтическом и музыкальном, в народных сказках, где простоватый и понукаемый братьями, но самоотверженный и добрый Иванушка-дурачок в глазах полюбившей его красной девицы превращается в прекрасного принца, а безответная трудолюбивая замарашка Золушка внезапно расцветает несказанной красотой. Это замечательно умеет показывать и мировая художественная литература, формируя истинно человеческое понимание красоты как красоты духовной, моральной, а отнюдь не телесной.

Искусством, впрочем, нередко отображается и иное соотношение эстетического и нравственного, когда развитое эстетическое чувство находится в вопиющем разладе с нравственной позицией человека. Примечателен в этом отношении небольшой эпизод из знакомого всем и каждому кинофильма «Чапаев», когда белый полковник, по приказу которого только что была совершена экзекуция над солдатом, безмятежно музицирует в своем кабинете, а старый денщик, мерно натирающий пол под звуки «Лунной сонаты» Бетховена, в надежде пробудить в сытом и выхоленном господине человеческое чувство, решается прервать музыку: «Умирает Митька-то » Полковник недовольно морщится: как же — этот хам помешал эстетическому наслаждению! Воспевая красоту нравственного подвига, утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы.

Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, вслед за чем наступает душевное просветление, очищение — то, что греки называли катарсисом.

Тем самым искусство подвергает сомнению и преодолевает устаревшие нравственные принципы, способствует становлению новых, прогрессивных. Защищая добро, оно не может не обращаться и к образам зла, порока и безнравственности, подчас делая именно их предметом своего специального изучения, как это было присуще например, искусству критического реализма, и сатире в особенности (вспомним Гоголя, Салтыкова-Щедрина — в литературе; Репина, Сурикова — в живописи; Даргомыжского, Мусоргского — в му¬зыке). Отражать безнравственность с позиций гуманизма — значит способствовать утверждению нравственности, высвобождать человеческое в человеке. «Сохрани нас боже быть поборником безнравственности в поэзии, — восклицал Пушкин. — Но описывать слабости, заблуждения в страсти человеческие не есть безнравственность, так как анатомия её есть убийство». Нравственное начало это — внутренний содержательный компонент искусства, обусловленный самой его природой.

Оно (нравственное начало) проявляется в двух взаимосвязанных моментах: 1) нравственное, морально-этическое в самом содержании искусства (его проблематика, отображаемые сюжеты и конфликты, авторское отношение к изображаемому); 2) нравственная ценность искусства как такового, обусловленная его эстетической природой.

Вот почему нравственное воздействие искусства на людей тоже осуществляется двояко: 1. примером нравственного поведения — положительного или отрицательного; 2. силой вызываемого высокохудожественным произведением эстетического переживания.

Отсутствие одного из этих взаимообусловливаюших друг друга элементов оборачивается отсутствием воспитательного эффекта, какие бы благие намерения ни имел при этом автор (вспомним у Белинского: «прекрасное намерение, дурно выполненное»). Итак, философия, наука, искусство, мораль — относительно самостоятельные и постоянно взаимодействующие духовные формы, имеющие единые источники возникновения и единый конечный стимул своего постоянного функциони¬рования в обществе.

Это — вечно развивающаяся и совер¬шенствующаяся творческая деятельность, труд как источник человеческого существования. Привычную для слуха, широко утвердившуюся триаду «Истина, Добро, Красота», олицетворяющую единство науки, морали и искусства, мы дополним четвертым необ¬ходимым компонентом, вбирающим в себя и выражающим в образной форме суть философии: Мудрость—Истина—Добро—Красота, их органическое единство и целостность составляют основу глубинного, содержательного понимания культуры человечества.

Вопрос 2.