Нравственный процесс

Содержание Введение…1. Моральная практика и моральное сознание…2. Нравственный поступок и его оценка…13 Введение Вся общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с дея¬тельным освоением и преобразованием действительно¬сти. В основе возникновения человека и общества ле¬жит трудовая деятельность, общественное производст¬во, и вся всемирная человеческая история, по мысли К. Маркса, есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

В процессе исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни природных, естественно действующих факторов, регулирующих жизнь человека, становится недостаточно, и возникает система специфических общественных механизмов, на¬правленных на обеспечение единства и взаимосогласо¬вания единства множества индивидуальных и разнонаправленных стремлений, на поддержание общности как единственного способа существования и развития человека. Формирующаяся система запретов и огра¬ничений, предписаний и повелений отражает практи¬ку отношений и одновременно выступает как механизм согласования индивидуально-массового поведения с общественными потребностями.

Таким образом, первоначально возникающая нрав¬ственность выступает в виде реально складывающих¬ся и практикуемых форм поведения и общественных отношений, когда долженствовательно-оценочный ее аспект еще не выделяется в особую сферу сознания, модели идеального долженствования, противостояще¬го реальной действительности.

Фактически мораль исчерпывается областью нравов — реальной практики взаимоотношения людей. Однако в связи с рефлексивным характером чело¬веческой деятельности, порождающей ее осознание и одновременно все более определяющейся им, и разворачивающимся процессом углубления дифференциа¬ции общества с присущим ему многообразием и столк¬новением интересов мораль как бы «отслаивается» от реальной практики и поведения людей и перемещает¬ся в идеальную, долженствовательную сферу.

Она как бы становится над столкновением индивидуально-кор¬поративных интересов в качестве осознания и выра¬жения наиболее глубинных и существенных потребностей общественного развития. Вследствие этого нравственная жизнь человека и общества приобретает многослойную сложную струк¬туру, основными элементами которой являются мораль¬ная практика, область реально практикуемых индиви¬дуально- массовых форм поведения и складывающих¬ся отношений, и моральное сознание как выражение идеального долженствования, на которое необходимо ориентироваться.

При этом разумеется, что в реальной жизни дея¬тельность и сознание взаимопорождают и взаимообусловливают друг друга, существуя одно через другое. Однако в научном анализе мораль можно рассматри¬вать либо как сферу реально-практических отношений, регулирующих индивидуально-массовое поведение и воплощающихся в них, либо как особую сферу духа, сознания и воления. Да и в обычной жизни далеко не одно и то же: знать нормы и принципы нравственного поведения и поступать в соответствии с ними. Поэтому в этической литературе принято разграни¬чивать область морали на нравственную деятельность и отношения и моральное сознание.

При этом нрав¬ственные отношения рассматриваются именно как опосредующее звено, то, что определяет собой и деятель¬ность, и сознание, а также как то, что непосредствен¬но отражается в них. 1.

Моральная практика и моральное сознание

Белинский, — то здесь должно искать примат нравственности человека, а ... Только при наличии такого внутреннего настроя его поведение и поступки... Остальные же формы общественного сознания от¬ражают действительность р... М. Но при отсутствии этих усло¬вий моральное сознание отдельного субъекта...

Нравственный поступок и его оценка

Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить... Например, отказ в оказании помощи чело¬веку, находящемуся в трудной си... Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчиты... Это, например, материальная заинтересованность в выполнении какой-либо... От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция...