Основные проблемы и типы этических учений

Основные проблемы и типы этических учений. Востока Египет, Месопотамия, Китай, Индия, которые начали складываться в VI-II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах великих рек. Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов - все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока.

Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность.

На Востоке мудрость идет от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей.

Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие - культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций - настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций - подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям - преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом потерять себя, не вписаться в социальную общность - нивелировка личности, подчинение ее интересам социума - усложненная система ритуалов и церемоний.

Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность. Окончательно они оформились в середине I тыс. до н.э хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются па две группы. Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы даршаны веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм Брахма - верховное божество Древней Индии, имя которого означает благочестивая жизнь, благоговение представляет мир как соединение духовной субстанции Брахма с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества жрецы брахманы, воины кшатрии, земледельцы вайшьи, рабы, слуги шудры. Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения дхарма, которыми определяется нравственная ценность всякого существа.

Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое сансара соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме принцип посмертного воздаяния. Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни.

Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии и VI и до н.э а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны.

Согласно учению Будды Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив четыре благородные истины 1 жизнь и телесной оболочке есть страдание 2 источник страдания - желания 3 чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний 4 средство избавления от желаний - прохождение восьмеричного пути спасения. Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный путь включает в себя 1 правильное понимание 2 правильное стремление 3 правильную мысль 4 правильную речь 5 правильное действие 6 правильный образ жизни 7 правильные усилия 8 правильную концентрацию.

Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.

Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой положен принцип ахимсы - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности. Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии в середине I тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе.

Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время. Эти учения тоже можно условно разделить на древнейшие традиционные - ортодоксальные направления, опирающиеся на пятикнижие У-цзин конфуцианского канона, и более поздние - неортодоксальные школы даосизм, легизм, возникшие в VI-III вв. до н.э. Основоположник конфуцианства философ Кун Фу-цзы, или Конфуций 551 - 479 до н.э и его последователи обобщили духовное наследие более ранних эпох, придали ему законченный вид и сделали основой системы образования, необходимой для занятия любой государственной должности.

Основной источник этики конфуцианства - книга Беседы и суждения Луиь-юй, в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях - человеколюбии, золотой середине и взаимности. Все вместе они определяют правильный путь, следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми.

Взаимность шу получила название золотого правила нравственности. Конфуций определил ее так Не делай другим того, чего не желаешь себе. Человеколюбие жэнь ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим.

Золотая середина чжун юн - удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным идеалом является благородный муж, всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно собственным положительным примером. Даосизм в лице Лао-цзы 604 до н.э. и его последователей, авторов сборника Сокровищница дао, основной частью которого является знаменитая Книга о дао и дэ Дао дэ цзин, нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием.

Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути - дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий.

Таким образом, он реализует принцип деятельного недеяния, ничего не делая - всего достигает, безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворца. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским буддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию. Представители легизма - школы законников, возникшей в период окончательного объединения Китайской империи, основной упор делают на понятие закона фа, который должен проводиться в жизнь самыми жестокими средствами.

По их мнению, средоточием морали является полубожественная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарится порядок и гармония. Господство этики легизма длилось недолго. Первоначально вступив в конфронтацию с конфуцианством, идея жестких, незыблемых законов в дальнейшем диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием принцип человеколюбия и оказалась поглощена им. По-иному - и в древности, и в настоящее время - выстраивалась система этической аргументации и моральных регулятивов на Западе.

Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению этики античности - этики Древней Греции и Древнего Рима, следует остановиться на особенностях, отличающих развитие западноевропейской этики которая и станет основным предметом нашего изучения в целом. 1.2