Этика в ХХ в

Этика в ХХ в. Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX века, развиваются и в XX столетии.

Продолжается развитие научно-рационалистических направлений в этике прагматизм, позитивизм, берущих начало от немецкой классической философии и стремящихся сосредоточиться на связанных непосредственно с техническим прогрессом вопросах методологии естествознания, что как бы выводит этику за рамки собственно науки.

Возникают новые системы иррационалистической этики психоанализ, экзистенциализм, персонализм и др. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике уже существующие религиозно-этические направления неопротестантизм, неотомизм. Рассмотрим последовательно наиболее существенные из них. Основная задача, к решению которой стремится аналитическая философия позитивизма, состоит в разработке строгих критериев научности, разграничении подлинно научных разработок и псевдонаучных религиозно-мифологических построений.

В начале XX века это направление стремится сосредоточиться на вопросах методологии естествознания, вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, не являющееся непосредственным источником технического прогресса, в том числе этику в двух ее основных разновидностях религиозно-идеалистической и натуралистической.

Аргументация научно-рационалистических концепций в XX веке строится следующим образом. Этика эмотивизма Б. Рассел, А. Айер, Р. Карпап, Ч. Стивенсон для дискредитации религиозно-мифических трактовок морали использует принцип верифицируемости, согласно которому всякая истинно научная теория всегда готова к эмпирической опытной проверке, что является одним из важнейших критериев ее научности. Нормативные же суждения типа Это - добро, а это - зло, из которых обычно состоит этика, неверифицируемы.

Они отражают не реальное положение дел, как, к примеру, законы физики или математики, а всего лишь личные эмоциональные предпочтения обычного человека или религиозного проповедника. Последний подкрепляет свои нравственные призывы ссылкой на сверхъестественные силы, существование которых экспериментально также недоказуемо, поскольку является предметом религиозной веры. Поэтому подобные высказывания не обладают каким-либо научным содержанием, а представляют собой всего лишь основанный на эмоциях приказ для слушателей.

Традиционная религиозная этика ненаучна - таковы