Смысл жизни как нравственная проблема

Работа на тему: Смысл жизни как нравственная проблема Содержание Введение 1. Гедонистический и аскетический смысл жизни 2. Смиренно-стоический смысл жизни 3. Категорически - императивный смысл жизни 4. Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни 2 Заключение 2 Список литературы 2 Введение Жизнь не имеет никакого, ни мудрого, ни глупого, ни абсурдного, ни трагического, никакого другого заранее заданного смысла.

Этот ответ представляется более удовлетворительным. Не только более честным, но и более обнадеживающим, чем какой бы то ни было другой. И этот ответ не только не нуждается в громоздких обоснованиях, что является видимым его преимуществом, но и обладает тем неявным, однако чрезвычайно важным для нас, что предполагает возможность не столько находить смысл, сколько искать его, не столько открывать его, как нечто уже существующее, но еще не найденное, сколько созидать, творить и сообщать жизни.

Этот ответ смещает центр тяжести с вопроса об изначальном смысле, бесплодность которого очевидна, на вопрос об окончательном смысле, позволяя судить, и о том срединном и промежуточном, где находимся сегодня мы, и где этот вопрос имеет неотвлеченный смысл, где он, собственно, и приобретает всю полноту своего значения, где он насущнее, чем какой-нибудь другой, изначальный или конечный, взятый сам по себе. Смысл жизни - только человеческий феномен.

Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому - о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Иными словами, «зачем» жизни появляется там и тогда, где и когда человек начинает сопрягать ее «откуда» и «куда». Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет.

Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить. И совершенно прав здесь А. Камю: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно». В этой работе кратко рассмотрим проблемы смысла жизни с точки зрения этики. 1.

Гедонистический и аскетический смысл жизни

Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древ... Следуя гедонизму как логике чувств, допустимо, что называется, плыть п... Долг же, будучи логикой не чувств, а разума, предполагает осмысленный ... Переход к нирване можно сравнить с пламенем, постепенно угасающим по м... А его ученик, Диоген из Синопа жил в бочке, ел что попало, презирал вс...

Смиренно-стоический смысл жизни

Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя каком... Ее представители исходили из убеждения, что жизнь подчинена судьбе, чт... В сознательном подчинении этой мировой закономерности или необходимост... Фатализм, в свете сказанного, можно считать крайней, экстремальной фор... Стоицизм - это очень суровое, т.

Категорически - императивный смысл жизни

Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека... Речь идет, таким образом, о важности и необходимости видеть в каждом о... Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, ... Они слишком ригористичны, несправедливо пренебрегают обычными человече... Ее очень трудно придерживаться. Аскетами, стоиками и кантианцами могут...

Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни

Тиллих совершенно справедливо заметил: «Если теология спрашивает о смы... И еще: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет ... Цель жизни, можно сказать в спасении души. Лев Толстой, пожалуй, прав: «Сущность всякой веры состоит в том, что о... Можно согласится в данной связи с У.Джеймсом: человек имеет право вери...

Заключение

Заключение Было бы преувеличением и упрощением полагать, будто все люди и всегда думают о том, почему они появились на свет, и для чего живут.

На это обстоятельство обрати¬ли внимание те философы, которые объективно оценива¬ли фактические социальные отношения. И.Гёте писал: «Никогда бы не познал я людской мелкости, никогда б я не понял, как мало интересуют людей подлинно великие цели, если б не подошёл к ним с моими естественно-историческими методами исследования». Для неё имеется ряд типичных ситуаций, при ко¬торых возникает «проклятый» вопрос.

Вкратце они таковы. 1. Катастрофы в личной жизни: смертный приговор без надежды на помилование; тяжёлая неизлечимая болезнь; участие в боевых действиях; ранение, надолго приковыва¬ющее к постели; несчастливая любовь; развод в семье; смерть близкого человека; разочарование в кумире и т.д. Наиболее существенны из личных катастроф те, которые приводят к так называемым «пограничным ситуациям», когда жизнь человека висит на волоске. 2. Катастрофические изменения в жизни общества: ре¬волюции, гражданские войны, войны за независимость стра¬ны, экономические и политические кризисы и т.п всё то, что разрывает связь поколений, ломает сложившийся образ жизни, взрывает существующую систему ценностей. 3. Серьёзное увлечение философией, религией, искусством, при котором происходит переоценка руководящих ценностей.

О смысле непрожитой и прожитой жизни люди дума¬ют и в связи с возрастом. В первый раз человек думает об этом в юности, когда куклы и игры стали неинтересны, а будущее так неизвестно и тревожно.

Какое место я зай¬му в этом мире, правы ли учителя, говорящие, что самую объективную оценку званиям поставит жизнь, как верно выбрать первый шаг - таковы типичные для юности воп¬росы. Не достигнув самостоятельности, молодой человек на первых порах ищет, с кого делать жизнь, кому подра¬жать. Прошла пора Николая Островского, Аркадия Гай¬дара, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, моло¬догвардейцев и других кумиров советской молодёжи. Пришла пора банкиров, бизнесменов, «новых», «крутых», киллеров, проституток и пр. Самоотверженность и гума¬низм вытеснены расчётом, цинизмом и жестокостью.

Смысл жизни, как подсказывают псевдолитература, кино, телевидение, пресса в деньгах и славе. Второй раз в свя¬зи с возрастом человек думает о смысле жизни в старости. Конец близок, пришла пора подводить итоги. Чело¬век отчаянно доказывает знакомым ему людям, что он не зря прожил жизнь. Далеко не у всех хватает мужества признаться в том, что зря коптил белый свет, что ничего в жизни не достиг.

Внешним выражениям не зря прожи¬той жизни являются ордена и медали. В отличие от тщеславных «новых» для стариков ордена и медали есть доказательство жизни, исполненной смысла. Что ж, старческая слабость простительна. Но не дают покоя старикам воспоминания о прошедшей жизни, в особенности, о молодости.

Список литературы

Список литературы 1. Гусейнов А.А. Введение в этику. – М 2000 2. Балашов Л. Е. Этика. Учебное пособие — М 2003. 3. Золотухина-Аболина Е. В.Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. 4. Зеленкова И.Л. Этика: Тексты, комментарии, иллюстрации Минск, 2001 5. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – М 2000 6. Кондрашов В.А Чичина Е.А Этика. Эстетика – Ростов на Дону,Изд-во «Феникс», 1999 7. Краткая история этики.(Гусейнов А. А Иррлитц Г.)- М- : Мысль, 1987.