Эстетическое как ценность

Эстетическое как ценность. В эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цель и в то же время в это отношение входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества.

Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества.

Воспринимая в предмете его эстетические свойства, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом для всего человеческого рода. Если для страдающего от непогоды береза ценна как топливо и строительный материал, то ценность ее для всего человечества выступает как бесконечная сумма бесконечно малых утилитарных значений, которая перед эстетическим чувством предстает в снятом виде как нечто желанное, радостное, прекрасное.

Втянутые деятельностью людей в сферу человеческих интересов, предметы несут на себе печать социальных и культурных значений, что составляет основу их эстетической ценности другими словами, в эстетическую ценность березы входит и ее поэтический образ, сформированный русской поэзией. Вещественность, чувственная конкретность, натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического.

Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления мира втягиваются в сферу интересов человека и обретают чувственно-сверхчувственную природу, свою ценность для человечества эстетическое значение, эстетические свойства. Может показаться странным, что у природных объектов - цветка, леса, звезды - есть общественные свойства.

Это - философски беспомощное недоумение здравого смысла, исходящего из очевидной данности объекта, из непосредственного опыта предметной повседневной деятельности.

Здравый смысл воспринимает сверхчувственные общественно-исторические черты природных объектов как их собственную, объективную чувственную природу он наделяет предметы природными эстетическими свойствами, независимыми от исторического движения и от человеческой деятельности.

Точку зрения здравого смысла и выражает природническая концепция эстетического.

Однако в этом случае совершается такая же ошибка, как принятие за истину очевидности того, что Солнце вращается вокруг Земли. Общественно-историческая практика вовлекает предметы в свою сферу и ставит их в определенное отношение к людям.

Лес, цветок и даже далекие от нас небесные тела давно втянуты человеком в сферу его практической деятельности.

Например, по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели, по Солнцу вели летоисчисление, определяли время сева и сбора урожая.

Благодаря тому, что человеческая деятельность втягивает предметы в сферу интересов людей, эти предметы обретают объективные, обществом рожденные эстетические свойства. Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото эстетически воздействует на человека как металл, олицетворяющий деньги, то есть в конечном итоге как определенный тип общественных отношений.

Отождествить эстетическое свойство с блеском, значит, вопреки пословице, считать золотом все, что блестит. Сущность эстетического сверхприродна и социокультурна, но внешне выражается через чувственно-предметный материал. Или иначе в эстетическом воплощаются природные и социальные особенности предмета в сопряжении с практикой человечества, в их значении для человечества как рода. Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность. Политика рассматривает явления с точки зрения их значения для отношений между государствами, народами и классами философия - с точки зрения их значения в системе мироздания религия - в их отношении к Богу право - в их отношении к существующим в обществе юридическим нормам человеческой деятельности, этика - в их значении для отношений между людьми в конкретном обществе для эстетики же явления существуют в их общечеловеческом значении.

Человек всякий раз исходит из исторически определенного социального опыта.

Однако именно эстетическое отношение наиболее полно осуществляемое в искусстве позволяет человеку освоить социальный опыт в личностных и духовно-культурных формах и извлечь из него общечеловеческое. Эстетически оценивая явления, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера зависит от степени свободы человека по отношению к окружающим его явлениям, что в свою очередь обусловлено степенью их освоенности. Уровень развития общества определяет уровень свободы человека и то или иное значение для него естественно-природных свойств предметов.

Соотношение общечеловеческой значимости предметов и меры их освоенности степень свободы человека определяет многообразие эстетических свойств. Другими словами, эстетическое проявляется в разных формах прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое в зависимости от меры и характера освоенности человечеством данной сферы жизни. Расширение общественной практики человека влечет за собой расширение круга эстетически оцениваемых явлений и рост многообразия эстетических свойств. 1.3