рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Содержание основных категорий эстетики

Содержание основных категорий эстетики - раздел Искусство, Содержание Введение 1. Содержание Основных Категорий Эстетики 1.1 Теоретическ...

Содержание Введение 1. Содержание основных категорий эстетики 1.1 Теоретическая модель эстетического 1.2 Эстетическое как ценность 1.3 Системообразующее значение эстетического 1.4 Прекрасное - коренная категория эстетики 4.1 Прекрасное в истории эстетики 4.2 Прекрасное и полезное 4.3 Прекрасное и симметрия 4.4 Прекрасное и деятельность человека 1.4.5 Мера 4.6 Прекрасное в природе 4.7 Прекрасное в обществе 4.8 Прекрасное в искусстве 1.5 Возвышенное 1.6 Трагическое 1.7 Комическое 1.8 Безобразное 1.9 Низменное 1.10 Ужасное 1.11 Хаос и гармония Заключение Список использованной литературы Введение Сегодня, в начале нового столетия, нового тысячелетия, а я убежден - и в начале принципиально новой иной эпохи в истории человечества, достаточно трудно говорить о вещах традиционных и вроде бы уже давно устаревших.

Во всяком случае, вторая половина ХХ в. в культуре была обостренно ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX в прежде всего, Фридрихом Ницше, но реализованную только к концу прошлого ХХ столетия, особенно в сферах гуманитарной культуры, гуманитарных наук, в искусстве, этике, эстетике. На протяжении более чем 100 лет последовательно низвергались традиционные идеалы и принципы, маргинальное для своего времени занимало место магистрального, утверждались новые парадигмы мышления и арт-презентации, разрабатывались принципиально новые стратегии бытия-мышления.

И все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня занимаются многие науки.

Однако все сие воздвигает существенные трудности для понимания и анализа, ибо ставятся задачи передать некую живую частицу смысловой предметности этой культуры новому поколению, которые устремлены в какие-то неведомые дали, ощущающие какие-то манящие принципиально иные горизонты.

В наш век, когда в течение жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психологической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появление нового научного, а может быть, и художественного жанра нового типа творчества, который можно было бы назвать книгой жизни в том смысле, что работа над уже изданным произведением не может остановиться никогда не только в силу стремления к принципиально недостижимому совершенству, но и в силу потребности сделать свой духовный продукт зеркалом меняющегося мира и себя то есть отражением жизненного и духовного движения человека в поле невероятно динамичного исторического процесса. Одной из сфер, объединяющих человечество во всех исторических измерениях, является сфера эстетического. Эстетика обращена и к профессионалу, и к студенту, и к широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры.

О ней здесь и речь, ибо к концу прошлого столетия стало как-то немодным писать и говорить о ней, хотя она от этого не потерпела никакого ущерба даже в духовно-материальных мирах тех, кто вроде бы не знает ее, не желает знать или, зная, пытается отрицать как нечто устаревшее.

Есть нечто в космоантропном бытии, что не устаревает со временем, что не исчезает по желанию людей, что относится к их сущности, даже если они не признают вообще никаких сущностей.

Есть некие универсалии взаимоотношений человека и Мира, сохраняющие свою значимость на протяжении практически всей истории человека как существа цивилизованного. Именно к таковым сущностным характеристикам космоантропного бытия и принадлежит сфера эстетического, проникновением в которую, изучением которой и занимается наука эстетика. Понятно, что на каждом этапе истории культуры конкретные формы бытия, реализации, актуализации этой сферы свои, отличные от форм, характерных для других культурно-исторических этапов, и соответственно - иные формы их изучения и описания.

Сегодня мы как раз находимся в стадии активного и глобального перехода от одной формы цивилизационного процесса к другой, т.е в ситуации, когда претерпевают, радикальное преобразование многие универсалии культуры и, как следствие, формы и способы их изучения и описания. Эстетика и феномены, изучаемые ею, не являются здесь исключением. Однако это отнюдь не означает, что они утрачивают свою значимость для человека показ этого и составляет одну из главных задач данной книги, что предполагает достаточно полное введение читателя во все поле этой науки.

Собственно эстетика - это фактически и в строгом смысле слова даже не наука, не совсем и не только наука, ибо ее предмет в принципе не поддается полному рациональному осмыслению и вербальному описанию. Здесь иной уровень, нежели узко научный, даже при самой широкой семантике понятия наука, и уровень этот более высокий.

В сущностно-метафизическом смысле эстетика - это особая форма бытия-сознания некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Наука эстетика - только малая и самая упрощенная область этого поля, помогающая, однако, человеку, точнее, пытающаяся помочь осознать значимость духовной материи в его жизни и в структуре Универсума в целом. Более существенной частью духовного поля является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере эстетики один из главных конкретных результатов эстетического опыта.

И оно поэтому также является одним из основных объектов исследования науки эстетики. Если же сказать кратко для любителя дефиниций, то эстетика - это наука о гармонии человека с Универсумом. И здесь не будет схоластических рассуждений о том, что такое человек, что такое Универсум, даже что такое гармония. Эти три понятия принимаются a priori в качестве знания, присущего каждому человеку, хотя и трудно дефинируемого.

И не столь важно, как мы субъективно понимаем и представляем себе их. Для нас значимо другое. Каждый мыслящий человек сознает, что и человек, и Универсум - это нечто реальное и существенное, что человек - часть Универсума, зависящая от него и влияющая на него, что взаимодействие этих феноменов отнюдь не маловажная вещь, что от этого взаимодействия зависят они оба и что возможны их позитивные и негативные по крайней мере, для человека контакты.

Так вот позитивный контакт между ними, оптимально благоприятный для бытия того и другого, мы и обозначаем здесь как гармонию, или эстетический опыт. Им собственно с древности и занималась мыслительная деятельность внутри различных наук, которая в XVIII в. получила название эстетики и которая до сих пор находится в стадии активного становления, и значимость ее в эпоху глобального конфликта и дисгармонии человека с Универсумом возрастает с каждым мгновеньем.

Сегодня уже хорошо ощущается если человек не найдет путей к оптимальному контакту с Универсумом, не сбалансирует гармоническое и дисгармоническое в своих отношениях с ним, то прежде всего он сам окажется перед реальной угрозой уничтожения, исчезновения из структуры Универсума. Целью моей работы является рассмотрение и анализ содержания основных категорий эстетики. 1.

Содержание основных категорий эстетики

Содержание основных категорий эстетики 1.1

Теоретическая модель эстетического

Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и ... Лало, Э. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасног... Каган ввиду того, что ее развивала приближенная к марксизму особа - Че... Столович, В.

Эстетическое как ценность

Золото эстетически воздействует на человека как металл, олицетворяющий... Другими словами, эстетическое проявляется в разных формах прекрасное, ... 1.3 . Или иначе в эстетическом воплощаются природные и социальные особенност... В эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цел...

Системообразующее значение эстетического

Оно выступает как теоретическая база для решения основных вопросов эст... Здесь - отправная точка эстетики как научной системы. Понимание эстети... Такое искусство утрачивает все вечное и обретает суетное. Если предмет искусства - эстетическое богатство мира, то художественны... Эстетические свойства действительности - жизненная основа художественн...

Прекрасное - коренная категория эстетики

Прекрасное - коренная категория эстетики 1.4.1

Прекрасное в истории эстетики

430 до н.э. Ксенофонт IV. Внешняя красота считается атрибутом добродетели. Эстетика Ренессанса проникнута гуманизмом и поисками жизненной правды ... Французские просветители полагали, что красота - естественное свойство...

Прекрасное и полезное

Кант XVIII в. 1.4.3 . Эстетическая ценность - интеграл бесконечного числа бесконечно малых з... Эстетическая концепция, выраженная в древнешумерской поэме Инанна выби... На основе практического отношения постепенно формируется эстетическое.

Прекрасное и симметрия

Симметрия в окружающем мире часто воспринимается как прекрасное Она за... Осваивая мир, люди сообразуют свою деятельность с его свойствами, выхо... 1.4.4 . Прекрасное и симметрия.

Прекрасное и деятельность человека

Люди получали удовольствие от хорошо сделанного орудия, форма которого... Человек творит, находя в предмете его внутреннюю меру т.е сообразуя пр... Однако у природы нет внутренней цели. Роден, творя из куска мрамора Маленькую фею вод, действовал вовсе не в... Красота в природе - сфера свободного владения предметом способность ег...

Прекрасное в обществе

Прекрасное в обществе Эстетические свойства в природе, в общественной жизни, в искусстве принципиально ничем не отличаются.

И в том, и в другом, и в третьем случаях эстетические свойства объективны, не зависят от прихоти воспринимающего, имеют общественную сущность, являются положительной ценностью и сферой свободы. Красота в общественной жизни - сфера политической и социальной свободы. 1.4.8

Прекрасное в искусстве

Гартман определял возвышенное как прекрасное, идущее навстречу потребн... В этой категории отражаются не частные неполадки и несчастья человека,... Человек, беззаветно преданный идее и способный ради нее жертвовать сво... Щедрин - оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порок, ... Человек - единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать ...

Заключение Уже из данного краткого очерка достаточно ясно вырисовывается основной круг эстетических проблем, а также главные категории, с помощью которых классическая эстетика стремится ставить и отчасти решать эти проблемы. Фактически каждая из категорий, обозначая тот или иной аспект или принцип эстетики, вводит нас в определенный сегмент этой науки и шире - в смысловое поле эстетического опыта человека. Эстетическое - наиболее общая категория эстетики как бы метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий.

Остальные эстетические категории являются, как правило, более конкретными модификациями эстетического. Возвышенное непосредственно указывает на контакт человека с несоизмеримыми с ним космоургическими первоосновами бытия, с бесформенными праформами как источником любых форм на потенциальную энергию бытия и жизни, на трансцендентальные предпосылки сознания.

Прекрасное свидетельствует о целостном восприятии субъектом онтологической презентности бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей а безобразное указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто. Эстетика сама по себе теоретико-методологическая дисциплина, одна из философских наук. Однако и в ней есть обобщающий, итоговый раздел, рассматривающий общие законы эстетической и художественной деятельности, а также характеризующий типологию эстетических категорий.

Выше, в ходе освещения важнейших проблем эстетики, были охарактеризованы основные эстетические категории. Подводя итог, попытаемся теперь представить их в единой системе выделить их основные типы, определить характер их связи, а также место соподчиненных с ними понятий, учитывая при этом, что между эстетическими понятиями и категориями нет непреодолимой грани - они могут переходить друг в друга.

Эстетические категории - это не только более обобщенные понятия, охватывающие более широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, посредствующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий, рациональная форма разрешения этих противоречий, посредствующее звено между сущностью и кажимостью эстетического явления. Эстетические категории - алгебраическая снятая форма, обобщенно выражающая арифметические конкретные подробности эстетических проявлений жизненных процессов.

Эстетическое, таким образом, не является ни онтологической, ни гносеологической, ни психологической, ни какой-либо иной категорией, кроме как собственно эстетической, т.е. главной категорией науки эстетики, не сводимой ни к одной из указанных дисциплин, но использующей их опыт и наработки в своих целях. Положенное вроде бы в основание данного определения понятие духовного наслаждения, т.е. чисто психологическая характеристика, не является сущностной основой эстетического, но лишь главным показателем, сигналом, знаком того, что эстетическое отношение, эстетический контакт, эстетическое событие имели место, состоялись.

В данной работе мною были показаны основные исторически сложившиеся категории эстетики, которые в целом дают достаточно полное представление об этой науке, балансирующей на грани постоянного преодоления границ самого понятия науки. Главной категорией, фактически определяющей предмет эстетики, на что уже косвенно неоднократно указывалось, является эстетическое.

Список использованной литературы 1. Борев Ю.Б. Эстетика учебник М. Высш. Шк 2002 511 с. 2. Бычков В.В. Эстетика учебник М. Гардарики, 2004 556 с. 3. Кривцун О.А. Эстетика учебник М. Аспект Пресс, 2000 434 с. 4. Эстетическая культура под ред. И.А. Коникова М. ИФРАН, 1996 201 с.

– Конец работы –

Используемые теги: содержание, основных, кат, рий, эстетики0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Содержание основных категорий эстетики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные категории постклассической эстетики
Самим методом свободного полухудожественного философствования, призывом к «переоценке всех ценностей», отказом от всяческих догм, введением понятий… В духе присущего ему антиномизма и парадоксии Ницше провозгласил наступление… Наиболее влиятельными и значимыми в ХХ в. можно считать феноменологическую эстетику, психоаналитическую,…

Философия - реферат - ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
Это целостная система знаний, взглядов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие… В структуре мифологического мировоззрения господствуют представления и образы,… Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся…

Основные категории товарооборота и статистика РТО
Изучая звенность тд стат вычисл Кзвенности=ВТО/ЧТО, где ЧТО=РТО+оптовые продажи за пределы системы. Определение и состав РТО. Под РТО поним-ся продажа потреб товаров населению за… Для определения РТО стат органы проводят Федеральное гос стат наблюдение, объектом котор явл юр лица и их…

Пространство как основная категория геополитики
Во многом это определяется межнациональными отношениями в России, которые исторически носят равноправный характер.Непременным условием сохранения и… Замена Советского Союза несколькими самостоятельными государствами, рост… Среди социальных, экономических, культурно-исторических и прочих аспектов этой проблемы особое значение имеют…

Статистика национального богатства: основные понятия и категории. Состав и структура национального богатства
Национальное богатство в СНС совокупность накопленных в стране нефинансовых и чисто финансовых активов на определенный момент времени В... По источникам происхождения в составе национального богатства выделяют две... Природные ресурсы природные богатства составляют первую важнейшую группу ресурсов куда включаются учтенные и...

ТЕОРИЯ Тема 1. Основные понятия и категории статистической науки
ТЕОРИЯ... Тема Основные понятия и категории статистической науки...

Философия познания: основные категории
Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные… Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории… Познание и знание различаются как процесс и его результат. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей…

Сущность и происхождение морали. Основные категории морали
Правда, надо уточнить: когда и кем признано… Нравы общества и понятие о нравственном поведении, мораль формируются в конкретных исторических… В транспортной толкучке даже пожилой человек, как бы он ни устал, уступит… По книгам и фильмам мы знаем о подвиге царя Леонида и предводимых им 300 спартанцев, которые все до единого погибли,…

Статистика национального богатства: основные понятия и категории. Состав и структура национального богатства
Национальное богатство в СНС совокупность накопленных в стране нефинансовых и чисто финансовых активов на определенный момент времени В... По источникам происхождения в составе национального богатства выделяют две... Природные ресурсы природные богатства составляют первую важнейшую группу ресурсов куда включаются учтенные и...

Тема 1. Основные категории, понятия и показатели качества
Комплексная оценка уровня качества объекта... Уровень качества объекта это мера соответствия качества оцениваемого объекта... Базовый показатель качества показатель качества объекта принятого за эталон при сравнительных оценках...

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам