Прекрасное и полезное

Прекрасное и полезное. Эстетическая концепция, выраженная в древнешумерской поэме Инанна выбирает мужа, предвосхищает сократовскую идею чем полезнее - тем прекраснее.

Поиски сущности эстетического шли и в направлении, противоположном сократовскому утилитаризму. Индийский философ Шанкара VIII-IX в. подчеркивал, что эстетическому восприятию присуще состояние покоя, отсутствие чувственных вожделений, успокоенность и просветленность. В восточной традиции прекрасное - проявление истинной духовности, внутренний голос бытия и космического сознания, которые возвышают человека над его обыденно-мирским существованием.

Эта традиция эстетизирует путь духовного очищения и прозрения. Кант XVIII в. полагал, что при эстетическом восприятии прекрасного предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отношения мы получаем удовольствие без понятия предмет воспринимается как целесообразный без представления о цели предмет рассматривается как предмет необходимого удовольствия.

Немецкий философ утверждает духовную природу прекрасного, выделяет его из сферы утилитарного и абсолютизирует практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения. Первобытный человек замыкался на узкопрактическом отношении к реальности, которое, однако, уже содержало нечто общечеловеческое, родовое. На основе практического отношения постепенно формируется эстетическое. Прекрасное выступало в форме полезного пока полно не сформировалась оппозиция природа культура, естественное искусствен-ное по Леви-Строссу сырое вареное. Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения обыденных нужд скажем, утоления голода. При эстетическом восприятии существует высшая заинтересованность, возникающая, когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, обычно не связанных с прямой выгодой.

Наслаждаясь красотой и могуществом горной реки, мы не думаем о том, что ее можно заставить вращать турбины.

Однако в эстетическом восприятии природы всегда опосредованно присутствует вся общественно- историческая практика, весь культурный и социальный опыт человечества, все значения природного явления. Эстетическая ценность - интеграл бесконечного числа бесконечно малых значений предмета для человечества. Эстетическая оценка свободна от утилитарных ориентаций, тем не менее, она сформирована всей общественно-исторической практикой человечества, которая как бы напластована на каждое наше сиюминутное, субъективное отношение.

В понятии полезное фиксируется жизненная необходимость предмета для человека и установка сознания на практическое его использование. Полезное становится мировоззренческой ориентацией лишь в прагматизме как философском течении. В реальном процессе бытия полезное предшествует прекрасному и является его фундаментом. Эстетическое восприятие прекрасного тяготеет к бескорыстию и духовности. Они особенно ценны в наш век прагматизма, среди обуявшей общество жажды богатства. 1.4.3