Структура морали и ее основные элементы

Структура морали и ее основные элементы. Особенности функционирования морали Слова этика, мораль, нравственность часто употребляют как синонимы, но в философии их принято различать.

Этику следует рассматривать как самостоятельную философскую науку, предметом изучения которой является мораль. Но так как этика еще и формирует само моральное состояние субъекта, ее называют учением о морали и нравственном освоении человеком действительности, или, как считает ряд ученых-этиков теоретической рефлексией морального сознания человека о самом себе. Сам термин этика отгреч. обычай, нравственный характер впервые употребил Аристотель для обозначения особой области исследования - практической философии, в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимался его учитель Платон, а также учитель самого Платона - Сократ.

Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайным, а явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. В предшествующий период, на протяжении тысячелетий, был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве - в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках.

Он содержал первые попытки отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, представить место человека в мире. В самостоятельную науку этика выделилась в конце XVIII в. Огромную роль в этом процессе сыграл выдающийся немецкий философ Иммануил Кант. Именно он фактически отметил длительный, сложный период становления этики как самостоятельного учения.

В отличие от своих предшественников, пытавшихся так или иначе обосновать решение нравственных проблем ссылками на психологию, антропологию, богословие, немецкий философ утверждал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а законы, принципы морали существенно отличаются от эмпирического знания и до всякого опыта a priori заложены в нашем разуме. Кант стремился разработать чистую моральную философию как совершенно самостоятельную науку.

По его мнению, нравственное поведение должно совершаться не из склонности, выгоды, подражания, а из одного уважения к нравственному закону, этика - это учение не о сущем, а о должном. Моральная философия исследует совершенно другой мир - мир свободы. Если физика есть наука о законах природы, то этика - наука о законах свободы. Вот, пожалуй, в самом кратком изложении сущность принципиально нового отношения Канта к этике, нравственности. Но это вовсе не означает, что этика как наука сегодня обрела свою завершенность.

Знание о морали формируется постоянно, чему способствуют новые исследования не только ученых-этиков, но и философов, социологов, богословов, психологов, историков, педагогов - всех, кто обращается к проблемам человеческого бытия. Например философия способствует не только выявлению мира нравственных ценностей, но и постижению их человеком психология анализирует нравственные чувства, их роль в духовном мире людей религия богословие рассматривает все проблемы морали специфически с точки зрения веры, исходя из догматов Священного писания педагогика стремится разобраться в нравственном мире человеческой личности, выделяет мотивы поступков, дает рекомендации в воспитательном процессе.

Таким образом, этика стремится не только выявлять сущность морали, но и координировать исследования морали различными науками. Сама по себе этика не создает определенные нормы, саму мораль, а стремится выяснить происхождение и природу морали, критерии нравственных ценностей, сущность человеческих добродетелей.

Ее главным вопросом является проблема моральной свободы и морального выбора соотношение целей, средств и результатов. Выявление основных компонентов и характера взаимоотношений между ними очень важно для анализа любого явления - общественного или природного. Последнее в полной мере относится и к морали. При анализе такого сложного явления неизбежно возникновение различных подходов, неодинаковых точек зрения. Однако большинство современных исследователей признает наличие в морали двух относительно самостоятельных сфер морального сознания и нравственной практики, в процессе которой и реализуются нравственные идеи, чувства.

Кратко рассмотрим, что из себя представляет каждая из названных сфер. Моральное сознание представляет собой своеобразный сплав чувств, представлений, в котором специфически выражаются наиболее глубокие, основополагающие стороны человеческого существования отношения индивида с другими людьми, с обществом, с миром в целом.

Специфика выражается в таких соответствующих понятиях, как добро и зло, справедливость, совесть, достоинство и другие, в устремленности к высшим ценностям. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Отправной точкой для исследователя является живой, конкретный человек, да и сама мораль обращена, прежде всего, к индивиду. Поэтому нам следует в первую очередь рассмотреть внутренний мир отдельного человека.

Со времен античности в человеческой душе выделяли три части разумную, волевую и чувствующую. В соответствии с этим мы можем указать три базовых компонента индивидуального морального сознания. Первый из них - понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях, рациональная часть индивидуального морального сознания. Еще Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека. Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту или иную ситуацию, тактику конкретных действий.

И в повседневном общении понятия разумный человек и человек нравственный нередко рассматриваются как синонимы. Заблуждения, просчеты разума могут привести к печальным последствиям. Разум в определенных ситуациях может обуздывать страсти. Блажен, когда все страсти у разума во власти гласит народная пословица. Однако всегда ли нам приятен человек, который живет одним рассудком ? Не является ли такой человек олицетворением холодности и даже равнодушия? Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что нередко встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно, он буксует. Эти ситуации бывают при недостатке информации о том или ином событии или о том или ином индивиде, а также при дефиците времени.

Ведь в повседневном общении мы порой едва ли не молниеносно выдаем оценку тому или иному поступку. Здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства чувства совести, долга, справедливости и т. д второй компонент индивидуального морального сознания.

Роль чувств также велика в нравственной жизни человека. В них аккумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки поступков, ситуаций, которые холодный рассудок просто не замечает, они же являются мощным стимулятором тех или иных действий, перевода намерений в конкретные поступки. Представители этического сенсуализма Шефтсбери, Юм и др. в противовес этическому рационализму подчеркивали а порой и абсолютизировали значение нравственных чувств в жизни человека.

Сам собой напрашивается вывод о том, что для настоящей нравственной жизни важно гармоническое взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеждения личности. Нередко у человека имеются вполне достойные убеждения. Но в реальной деятельности они практически не реализуются. Классический пример - гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас вспомнить о третьем компоненте морального сознания - воле, которая проявляется в стойкости, решительности, определенном психическом настрое и готовности на конкретные поступки.

Таким образом, мы рассмотрели три исходных компонента морального сознания. Впрочем, и в публицистике, и в научной литературе нередко говорят о вере в торжество добра, справедливости, в существование самих высших нравственных ценностей, об интуиции как о прозрении в понимании сущности моральных явлений, о нравственных потребностях и др. Но, судя по всему, последние проявления нравственной жизни можно свести к различным сочетаниям первых трех компонентов.

Хорошо известно, что человек не может существовать и, следовательно, развивать свои нравственные качества, реализовывать свою свободу, свои нравственные убеждения иначе, как в обществе. Редкие случаи воспитания маленьких детей дикими животными убедительно свидетельствуют об этом. Индивидуальное моральное сознание формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого является общество в целом.

Хотя, видимо, следует признать, что различные социальные группы вносят неодинаковый вклад в его развитие. Между индивидуальным и общественным моральным сознанием существует весьма сложное взаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев. Общественное моральное сознание нельзя свести к простой арифметической сумме. Не все проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достоянием общественного морального сознания и, наоборот, в индивидуальном моральном сознании явно не может закрепляться весь сложный мир нравственных ценностей.

К тому же общественное моральное сознание в значительно большей мере использует опыт нравственных исканий предшествующих поколений, которые уже на ранних этапах человеческой истории в различных памятниках культуры зафиксировали исходные моральные принципы, чтобы и общество, и личность окончательно не заплутали на крутых поворотах истории, в периоды смут и потрясений.

Общественное моральное сознание не является аморфным образованием, а имеет свою структуру. Отметим ее наиболее простой вариант, который включает в себя обыденное моральное и теоретическое моральное сознание. Первое стихийно возникает в зачаточном виде еще в первобытном обществе. Второе складывается в значительной мере целенаправленно с отделением умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи это священнослужители, философы, учителя, драматурги и т. д В теоретическом моральном сознании главную роль играет нравственная философия этика. По своей сути обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства.

Обыденное моральное сознание, его понятия отличаются известной размытостью, нечеткостью, противоречивостью, большей увязанностью с практическими, непосредственными нуждами людей добро нередко отождествляется с пользой. Теоретическое моральное сознание в большей степени нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется большей четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

Между обыденным и теоретическим моральным сознанием очень сложно провести китайскую стену они находятся в теснейшем взаимодействии. Необходимо иметь в виду, что в нравственной жизни большую роль играют чувства, вера, которые, так или иначе пронизывают все уровни морального сознания. Мораль существует не только в виде сознания.

Нравственные чувства и представления проявляются в самых разнообразных действиях, в которых и выражается отношение к другим людям, к обществу в целом, наконец, к самому себе. Словом, можно считать, что нравственные отношения и представляют собой нравственную практику. Но нравственные отношения являются одним из видов отношений, которые существуют в обществе.

В этом плане близка мысль Аристотеля о том, что всякое государство представляет собой своего рода общение и что существует множество видов общений, главным из которых он считал и с этим можно поспорить общение политическое. Очевидно, что общение и отношения - понятия весьма близкие возможно, имеются и другие варианты перевода с греческого. В чем специфика нравственных отношений? Во-первых это напрашивается само собой, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь индивида соотносится с высшими ценностями.

Во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно как, например, нередко это бывает с хозяйственным отношениям, отношениями к природе и так далее, которые часто осуществляются, можно сказать, механически, без должного осмысления, а целенаправленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий покупать товары, получать зарплату раздумий, конечно, в смысле определения их места в общественной жизни, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым.

Последнее требует соотношения конкретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т. д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий какая-то помощь, совет, поддержка и др а не в виде праздных мечтаний.

В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения откладывают свой отпечаток особенности культуры, той или иной религии например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой, нации. Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений отношения к труду, дружбы, родителей к детям, отношения мужчин и женщин и др. часто фиксируются в различных традициях, обрядах, обычаях, которые, как правило, приобретают национальную, историческую, культурную окрашенность например, говорят о немецкой пунктуальности, восточном гостеприимстве, известна специфика межличностных отношений японцев, американцев и др Между моральным сознанием и нравственными отношениями имеется теснейшая взаимосвязь.

Можно сказать, что они не могут существовать друг без друга.

С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. С другой, сами эти чувства и представления воздуха, если они не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций, который для нее присущ в настоящее время. Выделим, на наш взгляд, основные. 1, Пожалуй, исходной можно считать оценочную функцию морали.

Но оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и д р. В чем, же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего, в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания о добре и зле, справедливости, долге, совести и т. д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все за редким исключением - об этом позже действия человека.

Этого нельзя сказать о праве например, можно ли с позиций Уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет. Точно так же не везде уместны и политические оценки. Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта страха, ревности. Наконец, необходимо отметить, что моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. 2. Познавательная функция морали.

Она не имеет такого же значения, такой же интенсивности, как оценочная, но теснейшим образом с ней переплетается. В частности, когда индивид оценивает поступки других или свои собственные, он неизбежно получает известное неполное, конечно представление о внутреннем мире, как своем собственном, так и других людей. Когда мораль дает оценку общему состоянию нравов, она в определенной мере открывает нам, насколько действия государства соответствуют высшим общечеловеческим ценностям, стратегическому направлению развития истории.

Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить под всякими предлогами результаты опыта, обмануть других или под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д. самого себя. Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке.

Оно в значительной степени образно, размыто, в нем гораздо большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум. 3. Мировоззренческая функция морали. Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, оправдывать эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, то есть моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на вопросы о смысле жизни.

Но для решения последних очень важно выявить место человека в мире. А последнее невозможно без какого-то пусть даже наивного, как было в прошлом представления о мире в целом. С.Н. Булгаков отмечал, что человек, для того чтобы понять самого себя, должен знать, что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д Представление о мире в целом мировоззрение невозможно построить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны.

Научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ мира. В моральном сознании прежде всего, в нравственной философии мировоззрение формируется через призму специфических понятий мир рассматривается добрым или злым или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит понимание вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д. 4. Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали.

Без процесса воспитания - непрерывного, довольно интенсивного и целенаправленного - невозможны существование общества и становление отдельной человеческой личности. Однако необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

Более подробно нравственное воспитание будет рассмотрено в соответствующей лекции. 5. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном итоге задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как известно, поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры, именно моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают большое воздействие на ее политические позиции, на отношение к существующему праву правосознание, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

Специфику регулятивной функции морали можно выделить в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике. Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от человека равнения на нравственный идеал, который сам по себе по определению, в противном случае он просто не идеал недосягаем.

В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения прежде всего - совесть человека. Отмечая важность регулятивной функции морали, в то же время необходимо признать, что и мораль не всесильна.

Об этом свидетельствует и многочисленные преступления и повседневная грубость, бестактность. Причин этому немало. Отметим, что и моральное сознание отдельных индивидов имеет явно недостаточный уровень развития, и общественное мнение может ошибаться, обуреваемое далеко не моральными устремлениями говорят же об эффекте толпы. Кроме того, условия жизни порой подавляют моральные чувства. Можно ли требовать строгой честности от женщины, у которой дети умирают от голода? Бывают и другие обстоятельства подобного рода. Таким образом, в этике подвергаются осмыслению разнообразные вопросы, в том числе вопросы о том, откуда взялись нравственные предписания, способен ли человек жить по заповедям, которые он сам провозглашает? Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными этически нравственно правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание соотносить сущее с должным.

Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей.

Этика помогает пробуждению оценивающего сознания. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 1.