Теоретические основы работы над полифонией

Теоретические основы работы над полифонией. Сущность понятия полифонии, педагогическая направленность в музыкальной практике. Соприкасаясь с произведениями И.С.Баха, мы открываем для себя интересный и сложный мир полифонической музыки. Но прежде чем начать работу над полифонией, необходимо понять, что представляет собой понятие «полифония»? Полифония (πολ&#957 ;ς – много, φωνη – звук) – род музыкального искусства, художественный смысл которого выявляется средствами полифонического склада.

Полифонический склад отличают: главенство мелодического начала, равноправие голосов, текучесть изложения. Основные виды полифонического склада: 1. Подголосочный: в основе подголосочной полифонии, свойственной в первую очередь многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса. Остальные голоса, возникающие обычно, как его ответвление, обладают большей или меньшей самостоятельностью.

Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основную мелодию, развиваясь параллельно с ней. Подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития. Иногда подголоски приобретают самостоятельность и становятся равноправными с основным голосом по своей развитости. 2. Контрастный: в отличие от подголосной полифонии, контрастная основана на развитии независимых друг от друга независимых линий. Контрастной полифонии свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего один голос выступает на первый план (большинство прелюдий Баха) 3. Имитационная полифония: основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка темы (фуга). Имитация является важнейшим признаком полифонии.

Слово «имитация» значит «подражание», в применении к полифонии – это приём при котором каждый голос, как бы с некоторым запозданием повторяет (точно или с незначительными изменениями) одну и ту же мелодию. Познакомить учащихся с имитационным видом полифонии можно на произведениях И.С.Баха, а именно на примере инвенций.

Полифоническое многоголосие – это ансамбль мелодий, самостоятельно развивающихся в контрастных голосах. И здесь превалирующее значение имеет мелодическое движение, нежели гармония, тем не менее, не умоляющее роли последней в функционально – гармонической связи.

Музыкальное содержание, изложение которого обнаруживается, как движение без остановок, как сплошной звуковой поток рассредоточивается между голосами в процессе сложения формы. Полифоническая музыка располагает своими способами изложения и развития, своими выработанными жанрами и формами. Полифония привлекает сокровенностью мысли, а не внешними атрибутами, отличаясь строгостью фактуры и ограниченностью красочных возможностей. Задачи, стоящие в работе над полифонией: 1. Разучивание произведения 2. Художественный образ произведения 3. Аппликатура 4. Темпо ритм, метро ритм 5. Интонирование 6. Фразировка 7. Голосоведение 8. Артикуляция 9. Динамика 10. Расшифровка мелизмов 11. Тембродинамика 12. Педализация 13. Заучивание на память 14. Подготовка к выступлению При работе над полифоническим произведением вначале необходимо проанализировать его форму.

В большинстве случаев полифоническое произведение состоит из 3-х разделов: экспозиция, разработка, реприза. В экспозиции тема проходит во всех голосах поочерёдно. Против темы в другом голосе (одновременно с темой) проходит противосложение.

Между проведениями темы могут быть интермедии, являющиеся промежуточным эпизодом, связывающим и подготавливающим эти проведения. Особое внимание стоит уделить основной теме произведения т.к. она является основополагающим компонентом музыкального произведения, который определяет его неповторимый облик и смысл. Основная тема, есть отправной пункт развития, объект преобразований, раскрывающих художественный образ произведения.

Наиболее распространённые виды полифонического развития тем: 1. Тема проходит в других тональностях 2. Тема в уменьшении, увеличении 3. Тема проходит в обращении 4. Ракоход – воспроизведение темы от конца к началу 5. Тема развивается фрагментами 6. Стретта – наложение одного проведения темы на другое. Чаще всего стретта используется в кульминации. Вывод: Работа над полифонией – это сложный процесс, который включает в себя множество задач.

Работа над всеми элементами требует больших затрат сил и времени, но это будет способствовать музыкальному, техническому и интеллектуальному развитию музыканта. 2.1.