Античная эстетика

Содержание Введение 1. Эстетические взгляды Пифагора 2. Эстетические взгляды Платона и Аристотеля 2.1 Преимущества платоно-аристотелевского синтеза 2.2 Объективный идеализм – выражение высокой и поздней классики в Греции 2.3 Стилистические особенности эстетики Платона и Аристотеля 3. Роль и значение античной эстетики Заключение Список использованной литературы Введение Эстетическая мысль в строгом смысле этого слова возникает в эпоху рабовладельческого общества.

Но появление зачатков художественно-эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи и историки, относится к глубокой древности – к концу среднего палеолита (так называемая эпоха Мустье) и ко всему позднему палеолиту (Ориньяк – 40–35 тысячелетия до н.э.; Солютре – 35–25 тысячелетия до н.э.; Мадлен – 25–12 тысячелетия до н.э.). Как субъект эстетического творчества и восприятия человек сформировался в процессе трудовой деятельности на основе психобиологической эволюции.

Чувство формы, объема, цвета, ритма, симметрии и в конечном счете чувство красоты-все эти элементарные проявления эстетического сознания человек не получил готовыми от своих животных предков. Эстетика – философская наука, располагающая своим категориальным аппаратом, изучающая возникновение, сущность и развитие эстетического сознания, закономерности творчества по законам красоты, функционирование эстетических ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей и т.д. Не всегда эстетическая мысль бывает выражена в адекватной теоретической форме.

Она может быть закодирована в различных формах: может найти выражение в принципах творчества, в искусствоведческих и литературоведческих концепциях. Но она должна быть всегда философским обобщением, и только в этом смысле она сохраняет свою специфичность и в то же время органически связывается с конкретными дисциплинами, изучающими искусство. В истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое, отличающиеся противоположными ориентациями, т.е. в истории искусства и эстетики наблюдается действие закона антитезы.

Если искусство античности было ориентировано на разум, то искусство и эстетика средневековья – на эмоционально – мистическую сферу; если искусство Возрождения во многом воскрешало традиции античности и руководствовалось рассудочными поисками прекрасного, то пришедшее ему на смену барокко было во многом противоположно нормам Возрождения.

Классицизм и Просвещение были противоположны барокко и ориентировались на рассудок и разум. Романтизм полностью полагался на чувство. В данной работе рассматривается эстетика античности на примере взглядов пифагорейцев, Платона и Аристотеля. 1.

Эстетические взгляды Пифагора

С Пифагора начинается история научной эстетики, опирающейся на законы ... Ему приписывается открытие математических отношений, лежащих в основе ... Всякое конкретное явление и всякое наличное качество при таком эстетич... Поэтому не следует удивляться тому, что числовая структура явилась для... Числовая гармония – это синтез беспредельного и предела.

Эстетические взгляды Платона и Аристотеля

К концу V в. Красота, которая проповедовалась в ранней классике, сводилась, в конце... Красота же, которая проповедовалась в эпоху средней классики, в период... Человеческая душа еще и у досократиков тоже была истечением космическо... Это и есть тот объективный идеализм, который ни до тех пор, ни после н...

Преимущества платоно-аристотелевского синтеза

А какое сознание имелось здесь в виду и в отношении какого именно созн... Единственная существенная разница между этими двумя космосами была тол... 2.3 Стилистические особенности эстетики Платона и Аристотеля На основа... Ее молодость – не прерывистая и не лабораторная, но устойчивая и систе... привела прежний миниатюрный, устойчивый, гармоничный и как бы скульпту...

Заключение В античности сформировались наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики.

Эстетика первоначально сложилась, как один из элементов картины мира такое место она занимала в философских представлениях пифагорейцев и греческих натур философов. У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа ценностного отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал релятивизм. Сократ стремился выделить объективную ценностную основу эстетических представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания эстетических ценностей как численного выражения.

У Аристотеля эстетика становится дисциплиной рассматривающей общефилософские вопросы красоты и теории художественного творчества. Аристотель впервые поставил перед собой цель разработать систему эстетических категорий в их взаимосвязи. Именно данная характеристика относится к самому центральному ядру античности, к ее классике, и что конкретная жизнь этой пластики в античном сознании имела и уродливые эмбриональные формы, и цветущую прекрасную юность, имела зрелый и перезрелый возраст со своим психологическим упадничеством и имела свою дряблую и хилую старость.

Все это касается уже не принципа античного стиля и мировоззрения, а реальных периодов их развития. Из набросанной выше общей картины античной эстетики сам собой вытекает очень важный вопрос: можно ли при том отношении к красоте (к красоте в природе и к искусству), которое возникало из глубин общинно-родовой и рабовладельческой формации, говорить об эстетике как о самостоятельной науке, подобно тому, как мы говорим об античной логике, натурфилософии, этике и вообще об античной философии, об античной математике или астрономии, об античной грамматике, риторике и поэтике и вообще об античной науке или искусстве? Здесь можно сделать определенные выводы по всей работе.

У ребенка, например, тоже нет никаких специально формулированных эстетических категорий, и он тоже не владеет никакой эстетикой как специальной дисциплиной. Тем не менее было бы неправильно на этом основании не изучать никаких детских представлений о красоте.

А разве все взрослые владеют эстетикой как разработанной научной дисциплиной? Даже художники и писатели очень часто не владеют никакой осознанной и разработанной эстетикой, а уж отказать им в чувстве красоты никак нельзя, если они сами являются создателями этой красоты. Всякий народ имеет то или иное представление о красоте, которое отражается в его поэтическом и художественном творчестве, в его социальном строительстве и в его повседневной жизни; и тут вовсе не обязательно, чтобы существовала какая-нибудь эстетика в виде самостоятельной дисциплины.

Список использованной литературы 1. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, в 5-ти т. Т. 1. С. 80–88, 89–92, 94–100. 2. Платон. Гиппий Больший. // Платон, соч. в 3-х т. Т. 1. М 1968. 4. Платон. Пир. // Платон, соч. в 3-х т. Т. 2. М 1968. 5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ.

Платон. М 1969. С. 32–41. 6. Татаркевич В. Античная эстетика. М 1977. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М 1987. С. 53–96. 8. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М 1987. С. 51–127. 9. Всеобщая история архитектуры. Т.II. кн. 1. М 1949. С. 32–43. 10. Акимова Л. Древнегреческое искусство. // Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство, ч. 1. М 1997.