Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки

Содержание Введение 1. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника 1.1 Понятие и сущность феномена «Культура» 1.2 Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура» 1.3 Специфика музыкально-эстетической культуры подростков 2. Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков 2.1 Психолого-педагогические условия воспитания музыкальной культуры подростков 2.2 Описание и анализ констатирующего эксперимента 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 2.4 Библиография Приложение Введение В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования.

Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой.

При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности. Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально - эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно - исторических условиях.

Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально - воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры подростков.

Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека - факт очевидный и общепринятый. Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других. Музыкально - эстетическая культура (МЭК) - составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой.

Психологические аспекты развития и формирования МЭК у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса.

Все чаще предметом исследования ученых становится МЭК в контексте изменившейся социокультурной ситуации. С позиции системного подхода процесс развития МЭК во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры.

Другие - как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем. Междисциплинарный подход к исследованию развития МЭК школьников предполагает изучение данного феномена во всех его связях и взаимодействиях. Непосредственно МЭК школьников посвящены труды Р.А. Тельчаровой, B. C. Цукермана и др. Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского.

Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблемы целенаправленного развития МЭК учеников на уроках музыки в педагогике изучено недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем МЭК, потребность в разработке и апробации внедрения технологий, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в школе.

Таким образом, имеются противоречия между: * объективными потребностями общества в высоком уровне развития МЭК личности и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме; * необходимостью определения сущности и специфики МЭК учащихся и слабой теоретической и практической разработкой, недостаточной изученностью понятия «МЭК школьников»; * важностью развития МЭК подростков и отсутствием соответствующих педагогических технологий.

Таким образом, несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе разработки системы формирования музыкальной культуры подростков возникает множество нерешенных проблем. Эти проблемы касаются как теории создания и развития теории музыкально - эстетического воспитания, так и педагогических условий организации и проведения занятий. Необходимо констатировать: тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия учителями музыки, зачастую не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок и корректировки программ музыкально - эстетического воспитания.

Вместе с тем, по нашим наблюдениям, современная литература содержит ряд ценных обобщений и аналитических наблюдений, которые получили свое дальнейшее развитие. Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Воспитание МЭК школьников на уроках музыки». Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - развитие МЭК школьников на уроках музыки. Цель исследования: определение сущности МЭК школьников, научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки. Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную гипотезу исследования. Развитие МЭК школьников будет эффективным, если: 1) она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в общеобразовательной школе; 2) обоснована специфическая природа МЭК школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты; 3) разработана методика диагностики уровней развития МЭК школьника.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи: 1. Выявить сущность и дать определение понятия «МЭК школьника», а также рассмотреть сопряженные с этой теорией понятия; 2. Изучить особенности современной социокультурной ситуации, влияющей на процесс формирования МЭК школьника. 3. Теоретически обосновать технологию развития МЭК учеников на уроках музыки. 4. Выявить динамику развития МЭК школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются: - философские идеи о культуре, имеющие личностный и деятельностный аспекты (Г.В. Егель, М.С. Коган, Э.С. Маркарян и др.); - концептуальные идеи о специфике МЭК (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.А. Теплов); - труды в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова и др.). В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальной базой исследования явилась гимназия №1. Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию МЭК школьников. На защиту выносятся следующие положения: 1. Сущность и компонентный состав понятия «МЭК школьников». 2. Методика диагностики МЭК подростков.

Апробация результатов исследования проходила на базе школы №1 на родительском собрании учащихся 7 «а» класса. Дипломная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения; двух глав; заключения, библиографии и приложения. 1.

Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самосто... 67. Печко, А.В. Мошкин А.В Руденко В.Н. 11.

Исследование уровня музыкально-эстетической культуры подростков

Краковский, Д. Особое значение при разработке методики формирования МЭК школьника име... Беляевой и A.M. Сверхзадача изучения музыкальной развитости подростка - ответ на вопро... Па-де - де из балета «Щелкунчик»).

Анализ результатов экспериментального исследования

Анализ результатов экспериментального исследования. Найдем среднее арифметическое значение выборки верных ответов: Х = - с... К современной музыке - очень хорошо, а к классической - прекрасно» (См. 90% испытуемых показывают, что музыка в жизни нужна «для души», для то... Разница между классической и популярной музыкой для испытуемых такая ж...

выводы: 1) уровень развития музыкально-эстетической культуры испытуемых подростков 13 лет преимущественно средний; 2) испытуемые в целом знакомы с миром музыки, однако эти знания остаются для них просто «нужными», «обязательными», но ни в коей мере не требуются им для пополнения духовного багажа личности: ответы испытуемых, которым серьезная музыка необходима в эмоциональном, духовном плане, единичны; 3) родители испытуемых подростков не принимают участия в формировании МЭК своих детей: они не представляют, как им необходимо актуализировать себя в данной ситуации; по мнению родителей, музыкально - эстетическим воспитанием их детей должны заниматься профессионалы - «методически грамотные учителя музыки»; 4) испытуемые показывают достаточно низкий уровень креативности, что свидетельствует об отсутствии эмоционального восприятия музыкальных произведений, глубоком непонимании того, что, в принципе, любое художественное произведение (музыкальное) может быть описано средствами другого (живописи и графики). Очевидно, что подобное положение ни в коей мере не может удовлетворять учителя музыки.

С этой целью необходимо рекомендовать наиболее эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры. 2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры Программа по музыке Музыка Программно-методические материалы 5-9 классы с. 61 для общеобразовательной школы по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия ими музыкальных произведений в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Важно отметить, что теоретической и методологической основой программы по музыке для средней школы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия музыкальных произведений как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей, соотношение музыкального искусства и действительности как основы для развития музыкально-эстетической культуры учеников. Программный материал, предлагаемый учебниками «Музыка» (5-8 класс) авторов Т.И. Науменко и ВВ. Алеева строится на выявлении принципов взаимосвязи и взаимовлияния различных видов искусства как граней отражения действительности в художественных образах: музыки, изобразительного искусства, литературы, театра.

Материал выстроен авторами по горизонтальным и вертикальным связям и имеет ярко выраженный проблемный характер, помогающий учителю музыки реализовать цель формирования музыкально - эстетической культуры учеников.

Ключевой проблемой целостного курса, предлагаемого авторами Т.И. Науменко и В.В. Алеевым для учеников 5-8 классов средней школы, является развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции.

Ведь, как известно, «…основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие музыкального искусства». Талызина Н.Ф Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей - М 1999 - с. 73. Синтез реального и вымышленного на основе субъективного фактора и является тем логико-эмоциональным ядром, вокруг которого строится программа.

Материал курса сориентирован в соответствии с концепцией «Школа - 2100», которой предусмотрено создание целостного образа мира, и основывается на интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Путь познания мира в данном контексте: от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мире - к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребенок - центр мироздания, открывающий красоту мира и музыкального искусства через свое внутреннее «я». Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры на примере материала учебника «Музыка. 7 класс» и «Дневника музыкальных размышлений», служащего приложением к нему, авторов Т.И. Науменко и В.В. Алеева (М 2001). Учебное пособие состоит из трех разделов: «Тысяча миров музыки», «Из чего «сделана» музыка», «Чудесная тайна музыки», каждый из которых содержит информацию о музыке, облеченную в различную форму, но всегда понятную и доступную для Восприятия подростков.

В первом разделе авторы называют музыку «вечным спутником» человека и предлагают ученикам следующие формы учебных заданий, объединенных эпиграфом: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»), например: 1) сравнить общую музыкальную природу двух разных музыкальных произведений (предлагаются нотные примеры); 2) написать небольшой рассказ на тему: «Мир музыки»; 3) вспомнить песни или другие музыкальные произведения, которые ученик любил слушать в детстве, написать их названия или первые слова в «Дневнике музыкальных размышлений»; 4) подобрать к изображениям, помещенным в «Дневнике музыкальных наблюдений», соответствующие по характеру музыкальные произведения, дать им образные определения, записать их; 5) ответить на вопрос, какая музыка созвучна радостному настроению, а какую хочется слушать, когда грустно (ученику предлагается записать в «Дневнике музыкальных наблюдений» названия музыкальных произведений); 6) вспомнить случай, когда музыка сблизила, объединила людей и рассказать о нем (написать сочинение-миниатюру); 7) написать свои размышления на одну из тем: «Ритм - основа музыки», «Мелодия - душа музыки» (П.И. Чайковский) и поделиться ими с товарищами по классу; 8) перечислить названия нескольких произведений, в которых господствует мелодия, указать, каков характер этих произведений; 9) назвать гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни, сравнить эти явления с гармонией и дисгармонией в музыке, ответить на следующие вопросы: а) все ли гармонично в природе? б) гармоничен ли облик твоего города, улицы, дома? в) всегда ли гармонично твое поведение, поведение твоих одноклассников? г) какие поступки кажутся тебе гармоничными, а какие - нет?; 10) подписать названия изображенных в «Дневнике музыкальных наблюдений» музыкальных инструментов; 11) написать сочинение на тему: «Чудесное воздействие музыки»; небольшой рассказ на тему «Мир музыки». Очень важно, что задания, предлагаемые авторами учебного пособия, усложняются от урока к уроку, предполагая музыкальное и общекультурное развитие ученика.

Так, используются усложненные формы проблемных заданий, выстроенных на основании парадигмы развивающего (гуманистического) обучения, например: 1) напиши, какие темы, и образы чаще всего отражаются в программных произведениях; 2) какие из сюжетов, изображенных на репродукциях картин, помещенных в «Дневнике музыкальных наблюдений» (С. Боттичелли «Весна», А. Переда «Натюрморт», И. Левитан «Березовая роща»), могли бы стать темой музыкального произведения; 3) нарисовать понравившиеся картины или образы симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехерезада»; 4) сделать иллюстрацию к балладе Ф. Шуберта «Лесной царь»; 5) определить, какие танцевальные жанры изображены на рисунках, помещенных в «Дневнике музыкальных наблюдений»; назвать музыкальные произведения, в которых используются данные жанры; вспомнить, с какими особенностями содержания это связано; 6) сравнить два изображения, помещенные в «Дневнике музыкальных наблюдений» («Триумфальна арка» и разрушенный дворец) и ответить на вопрос, в каком случае можно говорить о присутствии художественной формы, а в каком - о ее отсутствии; 7) нарисовать аллегорическое изображение формы рондо или вариаций; 8) подобрать и записать названия произведений изобразительного искусства, масштабы и образный мир которых могут быть уподоблены жанрам музыкального искусства: прелюдии, романсу, опере, симфонии; 9) написать, какие книги о музыке были прочитаны в этом году и др. После изучения тем ученикам предлагаются также сложные проблемные вопросы, которые требуют осмысления и совместного обсуждения с учителем.

Например, после изучения темы «Тысяча миров музыки», ученики отвечают на вопросы: 1) Как ты понимаешь латинскую поговорку «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»)? Сумеешь ли ты подтвердить ее правоту? 2) Вспомни несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему (природа, мифы, сказки, былины, литературные произведения). Кто был создателем этих произведений? Попробуй объяснить, в чем состоит притягательность таких тем для композиторов? 3) Какая музыка больше нравится тебе сейчас? Как ты думаешь, ты скоро ее забудешь или запомнишь надолго? После изучения темы «Какой бывает музыка» учитель может обсудить с учениками такой вопрос: «Как вы понимаете смысл мифа о строительстве города Фивы? Какие города кажутся тебе созданными по законам музыкальной гармонии?» Изучая тему «Из чего «сделана» музыка», ученики размышляют над вопросами: 1) Как ты можешь объяснить слова из учебника: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма»? 2) Назови известные тебе музыкальные произведения, написанные в быстром или медленном темпе. Каким образным сферам соответствуют их темы? При изучении разделов «Мелодия» и «Гармония» учитель может предложить подросткам следующие темы для размышлений: «В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?»; «Как ты понимаешь слова ПИ. Чайковского: «Мелодия - душа музыки»? «Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Чем вызвано состояние дисгармоничности в музыке?» и др. При изучении раздела «Полифония» учитель музыки может предложить ученикам нарисовать рисунок, в котором присутствовала бы аналогия полифонической формы.

Интересные методы работы предлагают авторы учебного пособия при изучении темы «Тембры». Ученики знакомятся с многообразием музыкальных инструментов, и педагог предлагает следующую тему для обсуждения: «Какими инструментальными тембрами вы наделили бы различные звуки природы, гром, переливы морских волн, пение соловья? А можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром полевой цветок, могучее дерево (дуб), камень?». Другими интересными темами для размышления могут стать следующие: «Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назовите известные вам примеры»; «Можно ли, по-вашему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен» и др. Обобщающими учебный материал вопросами могут являться следующие: 1) Среди средств музыкальной выразительности назови те, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире; которые являются принадлежностью только музыки; 2) Как ты понимаешь слова поэта Б. Пастернака «Слух - орган души»? 3) Почему И В. Гете сказал об архитектуре, что она - «застывшая музыка»? и др. Особенного внимания учителя музыки заслуживает также работа по составлению различных тематических «Афиш для концертов» (например, на темы: «Танцевальные ритмы разных стран», «Концерт классической музыки для друзей» и т.п.), прослушивание фрагментов музыкальных произведений, различного рода работа по «изданию» музыкальных газет, журналов, решению «музыкальных кроссвордов» и т.п. Очевидно, что учитель музыки может и должен творчески подходить к подбору материала для своих уроках и предлагать ученикам различные действенные формы и методы работы по формированию музыкально - эстетической культуры подростков.

Заключение В заключение дипломной работы необходимо сделать некоторые выводы, касающиеся развития музыкально - эстетической культуры подростков.

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. «Музыка никуда не уходит. Она с нами - старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит.

Слушая ее, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаем, какими были древние замки и как сверкала гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий.

И наша жизнь начинает казаться совсем другой - не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений». Науменко Т.И Алеев В.В. Музыка. 7 класс М 2001 - с. 154 Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными границами.

И все же, открывая для себя мир музыки, подросток одновременно узнает и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это вер ню что музыка - общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать! Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не дается человеку просто, без усилий.

Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чем-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы.

Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыки, музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности.

Все это - составляющие музыкально-эстетической культуры, дорога к которой для подростка лежит через эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

К сожалению, современные подростки, как показало экспериментальное исследование, воспринимают серьезную, классическую музыку как нечто нужное, обязательное для их образования, обучения, но не как источник собственного духовного опыта. Гипотеза экспериментального исследования, таким образом, подтвердилась: испытуемые подростки находятся на среднем уровне развития музыкальной культуры, в основном показывая только знания о музыке, но не желание взаимодействовать с музыкой на уровне чувств.

Родители испытуемых не прилагают усилий для развития музыкально-эстетической культуры подростков.

В целом полученные результаты сходны с результатами экспериментального исследования, проведенного А.В. Мошкиным и В.Н. Руденко: современные подростки остро нуждаются в руководстве по развитию их музыкально-эстетической культуры со стороны взрослого.

Учитель музыки может и должен взять на себя миссию доброго наставника и друга подростка в мире музыки, он вполне может сделать мир ребенка гармоничнее и прекраснее.

От этого взрослый человек, работающий с детьми, и сам обычно становится лучше, ибо подобное, как известно, воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создает красоту. В этом - извечная мудрость мира, в котором музыка существует для утверждения светлых, высших начал в человеке.

И делает она это по мере сил с тех давних пор, как впервые появилась в нашем мире. В тайне музыки, как и во множестве других тайн, заключенных в музыке, есть одна мудрость.

Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают ответ и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит смириться и поклониться. В свете идеи духовного, гуманистического развития личности современного ребенка проблема формирования музыкально-эстетической культуры выглядит, чрезвычайно актуальной.

Множество неурядиц, нерешенных проблем, которые потрясают современное общество, не должны лишать подрастающего человека красоты музыки, ее волшебной воздействующей силы. Очевидно, что проблема поиска путей развития МЭК школьника еще ждет своих исследователей, которые внесут достойный вклад в ее разрешение.

Библиография 1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования М 1990. -231 с. 2. Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки М 1978 98 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. (Пер. с англ.). /Под ред. КМ. Гуревича, В. И. Лубовского М 1982. 4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе M 1983 221 с. 5. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности СПб, 1999 341 с. 6. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе.

Учебно-методическое пособие Мурманск, 2000 83 с. 7. Братусь Б.С, Розовский И.Я Цапкин В.Г. Психологические проблемы изучения и коррекции личности М 1988 132 с. 8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка М 1979 451 с. 9. Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: автореферат диссертации Л 1974. -97 с. 10. Голубев Н.К Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания М 1989 - 112 с. 11. Дорошенко СИ. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование Владимир, 1999 224. 12. Егорова М.С Зырянова Н.М Пьянкова С.Д Чертков Ю.Д. Из жизни людей школьного возраста.

Дети в изменяющемся мире М 2001 239 с. 13. Изучение личности школьника учителем М 1991 111 с. 14. Мировая художественная культура. 9 класс; Эстетика жизни. 9 -11 классы.

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 15. Моль А. Социодинамика культуры М 1973 143 с. 16. Мошкин А.В Руденко В.Н. Дети Смуты Екатеринбург, 1993 112 с. 17 Музыка.

Программно-методические материалы. 5-9 классы. 18. Науменко Т.И. Формирование музыкальности у младших школьников М 1980. 19. Науменко Т.Н Алеев В.В. Музыка.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс - М 2001 160 с.20. Науменко Т.И Алеев В.В. Музыка.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 7 класс - М 2001 161 с. 21. Науменко Т.Н Алеев В.В. Музыка.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 8 класс - М 2001 161 с 22. Науменко Т.Н Алеев В.В. Музыка.

Дневник музыкальных размышлений. 6 класс М 2001. 23. Hayменко Т.И Алеев В.В. Музыка.

Дневник музыкальных размышлений. 7 класс М 2001. 24. Пархоменко И.Т Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах М 2001 242 с. 25. Педагогиическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова Минск, 1987. -114 с 26. Петрушин В.И. Музыкальная психология М 1987 245 с 27. Пецко Л П. Эстетическая культура и восприятие человека М 1991 211 с. 28. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности М 1978 112 с. 29. Полонский В.М. Оценка качества научно - педагогических исследований М 1987 116 с. 30. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музьки - М 1991 112 с 31. Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия Тбилиси, 1987 116 с. 32. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности М 1980 231 с. 33. Способности и склонности: комплексное исследование М 1989 114 с. 34. Старобинский С.Л. Методика стиле - слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности.

Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» / Сост. Г.П. Сергеева М 1995. -134 с. 35. Старовойтова О.А. Специфика музыкальной культуры ребенка // Воспитание школьника 1998 №4. С. 11-14. 36. Стулова Г.А. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М 1992 98 с. 37. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития М 1999 216 с. 38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология М 1998. -221 с. 39. Талызина Н.Ф Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей М 1999 244 с. 40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М 1985. -354 с. 41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М 1978. -453 с. 42. Терещенко А.П. Музыкальное развитие подростка // Семья и школа 1989 №1. С. 23 - 26. 43. Халабузарь В Попов В Добровольская Н. Методика музыкального воспитания М 1990 243 с. 44. Художественная культура: понятие термина / Под ред. Л.Н. Дороговой М 1978 231 с. 45. Чепалова П.В. Музыка и ребенок // Воспитание школьника. -1991 №2. С. 10-12. 46. Чуб О.Р Вавилова П.С. Музыка в семье СПб 2001 111 с. 47. «Школа - 2100». Образовательная программа и пути ее реализации / Под ред. А.А. Леонтьева.

Вып. 3 М 1999 288 с. 48. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей М 1990. -312 с. 49. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева и др М 1989 411 с. 50. Эстетическое воспитание школьника / Под ред. П.В. Чепаловой М 1999 251 с. 51. Этрау Дж. Музыкальное воспитание детей в семье СПб 2002 121 с.