Музыкальные произведения Роберта Шумана и Петра Чайковского

Содержание Вступление 1. Фортепианная музыка Шумана: циклы миниатюр; типичные образы и выразительные средства. 1.1 Великий композитор - Роберт Шуман. 1.2 Художественные приемы фортепианных пьес Шумана. 1.3 Музыкальный язык Шумана. 2. Петр Ильич Чайковский и его увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2.1 Великий композитор 2.2 Красота и верность человеческого чувства. 2.3 Лирический образ увертюры. Выводы Список использованной литературы Вступление Актуальность.

Начало ХХI века. Позади глубокие социальные преобразования, охватившие почти все народы планеты Земля: две мировые войны, десятки острых политических конфликтов, связанных с неустанным поступательным движением народов к осуществлению вековой мечты о Свободе, Равенстве и Братстве, образование Советского государства и стран социалистического содружества. Свершилась невиданная научно-техническая революция, позволившая Человеку преодолеть земное притяжение и начать освоение Космоса, осуществить полеты к планетам солнечной системы, расщепить атом, проникнуть в тайну молекулярного строения материи, создать «умные» машины, способные «мыслить» и даже заниматься творчеством.

Многое из того, что ранее было полетом фантазии, стало действительностью. Наступил процесс бурного развития средств массовой информации и коммуникации: радио и телевидение практически исключили теперь понятие расстояния, которое отделяло страны и народы.

Все области, жанры искусства и литературы пополнились произведениями, созданными по самому «последнему слову науки и техники» - с использованием новейших и сложнейших средств изобретательности Но вот, казалось бы, парадокс: чем больше появляется разновидностей этого нового, тем чаще привлекают к себе произведения искусства классического - искусства вечного, не стареющего, а, наоборот, раскрывающего все новые глубины и красоты. Все большее волнение и наслаждение доставляют шедевры драматургии Шекспира и Мольера, живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля и Рембрандта, скульптуры Микеланджело, прозы Диккенса и Толстого, поэзии Гёте и Пушкина, полифонии Баха и Генделя, симфонического творчества Моцарта и Бетховена, оперного искусства Вагнера и Верди. На одном из первых мест среди композиторов1 чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского, Шумана.

Монументальная фигура их композитора-симфониста, патриотов и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников XIX века. Но вместе с тем благодаря высокому строю своего гуманизма и художественных идеалов, удивительной доходчивости, доступности воплощения человеческих чувств и мыслей, подлинной народности и демократизму музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Целью исследования является альбом для юношества Роберта Шумана, детский альбом Петра Чайковского для духовного обогащения школьников, развитие национального воспитания и народоизучения.

Объектом исследования являются музыкальные произведения Роберта Шумана и Петра Чайковского. Предметом исследования данной работы является обогащение духовности подростков при изучении музыкальных произведений Шумана и Чайковского. Задания исследования: 1. Развитие художественных приемов фортепианных пьес Шумана. 2. Обогащение духовности и национального воспитания подростков при изучении музыкальных произведений Чайковского. 1. Фортепианная музыка Шумана: циклы миниатюр; типичные образы и выразительные средства 1.1

Великий композитор - Роберт Шуман

Добрая женщина сильно встревожилась, сомневаясь, будет ли Роберт в сос... Но скоро судьба его снова переменилась. Это яркое оригинальное искусство полностью сложилось в годы юности ком... Шумановские циклы отличаются от обычных сюит не только своей внутренне... Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал бо...

Красота и верность человеческого чувства

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение мирово... Таким образом уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональны... Она проходит в своем первоначальном ритме, но в новом тембровом звучан... Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением интонаций г... Последняя проходит на этот раз у валторн, труб, тромбонов.

Выводы О Чайковском написаны сотни книг на разных языках - на его родине и за ее пределами. В них повествуется о жизни и творчестве композитора, исследуются закономерности его музыкального стиля и языка. Отмечая новаторство гениального мастера, музыкальные ученые и композиторы утверждают, что величайший симфонист стал истинным наследником Бетховена, отразив в своих произведениях современную эпоху и современного человека.

Раскрывая многосторонние связи музыки Чайковского с фольклором, они указывают на исключительное разнообразие претворенных композитором интонационных истоков: русского, украинского, польского, чешского, итальянского, французского народного творчества. При этом, с какой бы фольклорной сферой ни соприкасался в своих произведениях композитор, он оставался подлинно национальным.

В своем творчестве Чайковский не только использовал фольклорные мелодии, но и создал музыкальный язык, органически связанный с народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.

Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека. Сила музыки, по словам русского композитора А.Н.Серова, в том, что она «дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу. Она - непосредственный язык души». Изобретение музыки нельзя приписать никому, также как нельзя приписать кому-либо изобретение речи. С древнейших времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне.

Еще в Древней Греции музыка сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала трудиться. Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах. Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Ведь восприятие всякого искусства, даже сложившегося в отдаленные эпохи, неотделимо от современного образа мышления.

Это, безусловно, относится и к музыке. Музыка развивается по своим законам, и нельзя не отдать должное их первооткрывателям, тем, кто оказали принципиальное влияние на прогресс в этом виде искусства, являлись создателями новых направлений или обобщали определенный период в его развитии. Список использованной литературы 1. История русской музыки. Т. 7, 9, 10А. М 1994. 2. Кальман В. Помнишь ли ты. М 1989. 3. Кампус Э.Ю. О мюзикле. Спб 1983. 4. Кандинский А.И Орлова Е.М. Русская музыкальная литература. Спб 1972. 5. Кенигсберг А.К. Карл Мария Вебер. М 1981. 6. Кларксон У. Стинг. Ростов-на-Дону, 1998. 7. Клюйкова О. В. Маленькая повесть о большом композиторе, или 8. Джоаккино Россини.

М 1990. 9. Книга о Свиридове / Сост. А.А. Золотое А.А. М 1983. 10. Ковалев К.П. Бортнянский. М 1998. 11. КовнацкаяЛ.Г. Английская музыка XX века. М 1986. 12. Конен В.Д. История зарубежной музыки. Т.З. М 1984. 13. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М 1997. 14. Кремлев Ю.А. Жюль Массне.

М 1969. 15. Кремлев Ю.А. Йозеф Гайдн. М 1972. 16. Кремлев Ю.А. Камил Сен-Сане. М 1970. 17. Крунтяева Т.С. Бедржих Сметана. Спб 1988. 18. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М 1982. 19. Куна М. Великие композиторы. М 1998. 20. Ларош Г.А. Избранные статьи. Т.З. Спб 1976. 21. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т. 2, М 1979. 22. Леонтьева О. Т. Карл Орф. М 1984. 23. Лобанов М.А. Гуго Вольф. Спб 1989. 24. Малиньон Ж. Жан Филипп Рамо. Спб 1983. 25. Мартынов И.И. Тихон Николаевич Хренников.

М 1967. 26. Медведева И.А. Александр Сергеевич Даргомыжский. М 1989. 27. Мейлих Е.И. Иоганн Штраус. Спб 1975. 28. Мейлих Е.И. Феликс Мендельсон-Бартольди. М 1973. 29. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М 1987. 30. МихееваЛ.В. Эдвард Григ. М 1998. 31. Михеева Л.В. Густав Малер. М 1972. 32. Морозов С.А. Бах. М 1984. 33. Музыкальная литература зарубежных стран. Т.5. М. 1975. 34. Музыкальная энциклопедия. Т: 1-6. М 1974-1982. 35. Нестьев И.В. Джакомо Пуччини.

М 1963. 36. Нестъев И.В. Бела Барток. М 1969. 37. Никитина Л.Д. Советская музыка, история и современность. М 1991. 38. Ноймапр А. Музыка в медицине. Ростов-на-Дону, 1997.