Соловьёв Владимир Сергеевич

Соловьев Владимир Сергеевич Русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве будущего религиозного мыслителя. С 1864 года Владимир учился в московской 5-й гимназии. Окончил он ее с золотой медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску.В 1869 году Соловьев поступает в Московский университет; по желанию отца - на историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физико-математический.

Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал, поэтому он провалил экзамен на втором курсе.Постепенно накапливалось разочарование в естественных науках вообще В это же время он переживает неудачный любовный опыт. В автобиографической повести "На заре туманной юности" Соловьев описывает объяснение с двоюродной сестрой Катей Романовой, на которой собирался жениться.

Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступает вольным слушателем в Духовную академию. Здесь кандидата Московского университета считают либо нигилистом, либо религиозным фанатиком, либо просто сумасшедшим. Кто-то пустил слух, что он хочет стать монахом. Соловьев держится особняком, мнение окружающих его не беспокоит, он весь погружен в философские и богословские штудии. Делает уверенные шаги в стихосложении.По своему умонастроению он близок славянофилам.

Из современников он преклонялся перед Достоевским. Соловьев был увлечен русской идеей Достоевского и посвятил ей специальную брошюру.Более того, вся жизнь его, все его творчество были устремлены к углубленному пониманию различных сторон этой идеи. На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П. Юркевич, высоко оценивший соловьевский перевод Канта. Он увидел в Соловьеве своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство, предложив защищать диссертацию.

Для защиты пришлось отправиться в Петербург.Состоялась она 24 ноября 1874 года. Диссертация называлась "Кризис западной философии (против позитивистов)". Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства, синтеза западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь. "Новейшая философия утверждал Соловьев с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока.

Опираясь, с одной стороны, на положительные науки, эта философия, с другой стороны, подает руку религии.Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии - должно быть высшею целью и последним результатом умственного развития". В январе 1875 года, Соловьев стал преподавателем Московского университета. Одновременно Соловьев преподавал на женских курсах Герье. Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее.

Московский университет отправил Соловьева в Англию для изучения в Британском музее гностической и средневековой философии. Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство. Соловьев был визионером - ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он увлекался спиритизмом. Соловьев ищет истинные пути к сверхчувственному.С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он отправляется в Египет.

Осматривает местные достопримечательности. В пустыне однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его за сатану и чуть не убивших его. И вскоре переживает новую встречу с Софией. Об этом речь идет не только в "Трех свиданиях", но и в написанном стихотворении.В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог "София". Философ беседует с самой мудростью (Софией). Мудрость предполагает любовь.

Мораль вселенской религии основана на любви. Любовь натуральная, иными словами половая, носит сугубо личный характер. Интеллектуальная любовь устремлена к отечеству, к человечеству, к Богу. Соловьев считает возможным синтез двух видов любви - это абсолютная любовь, духовная общность вселенской церкви.Последняя представляет собой и иерархическую организацию: во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха, затем следуют митрополиты, епископы и т. д. Святые отцы - законодатели; помимо них Соловьев видит в обществе обширный слой производителей - ремесленников и земледельцев.

Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они - воспитательницы. В диалоге "София" намечены контуры всех будущих поисков Соловьева - в области философии, религии, культуры. Вернувшись в Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж), Соловьев обращается к систематизации своих идей. Осенью 1876 года он читает в Московском университете курс логики и истории философии.Одновременно работает над произведением "Философские основы цельного знания", которое намеревается защитить в качестве докторской диссертации и публикует по частям в периодике.

В этой работе речь идет о трех типах философии. Два из них относятся исключительно к познавательной способности человека - это эмпиризм и идеализм. Симпатии Соловьева принадлежат третьему виду философии, который охватывает не только знание, но и более высокие потенции души - нравственное и художественное чувство.Соловьев называет это "философией жизни" и "мистицизмом". В 1877 году в журнале "Русский вестник" Соловьев начинает публиковать новую работу - "Критика отвлеченных начал". Через три года по этой же теме он защитил докторскую диссертацию.

В начале 1878 года он начал читать цикл лекций по философии религии, который при публикации получил название "Лекции о богочеловечестве". Лекции имели большой успех.В "Чтениях " концепция всеединства развернута в космических масштабах. Космогонический процесс ведет, по Соловьеву, к слиянию Бога и отпавшего от него мира. Астральная эпоха, когда материя концентрируется в звездных телах, сменяется органической, завершением которой выступает человек. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства". Человек становится посредником между Богом и миром, устроителем и организатором Вселенной.

Соловьев преподает в Петербургском университете.После защиты докторской он имеет право на профессуру, но его по-прежнему держат в приват-доцентах.

Вскоре он отказывается от академической деятельности после того, как он выступил в защиту цареубийц. Когда заканчивался судебный процесс, Соловьев в публичной лекции обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его отца. На следующий день его пригласили к градоначальнику и потребовали объяснений.Дело приняло серьезный оборот, доложили царю. Государь распорядился сделать философу внушение и велел ему некоторое время воздержаться от публичных выступлений.

После этого происшествия он переезжает в Москву, к матери. После возвращения из Египта Вл. Соловьев познакомился с С.А. Толстой и ее племянницей Софьей Петровной Хитрово. К замужней Хитрово Соловьев питал серьезные чувства и готов был на ней жениться. Любовь эта продолжалась более десяти лет, но так и не дошла до бракосочетания, хотя Соловьев был постоянным гостем Толстой.В 1887 году роман, по-видимому, пришел к печальному концу, насколько можно судить по трем стихотворениям этого года: "Безрадостной любви развязка роковая " (1 января), "Друг мой! прежде, как и ныне " (3 апреля) и "Бедный друг, истомил тебя путь " (18 сентября). В 1883 году Соловьев публикует небольшую, но крайне важную для понимания концепции всеединства статью "На пути к истинной философии". Анализируя взгляды одного из учеников Шопенгауэра, он формулирует свою основную идею: "Ни чистого вещества, состоящего в одном протяжении, ни чистого духа, состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует Вся наша действительность, мы сами и тот мир, в котором мы живем, одинаково далеки и от чистой мысли и от чистого механизма.

Весь действительный мир состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы". Начинается новый этап в творчестве Соловьева, когда он обращается целиком к проблемам религии.

Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача.В славянофильской газете "Русь", издававшейся Иваном Аксаковым, Соловьев публикует работу "Великий спор и христианская политика", где ставит вопрос о восстановлении церковного единства. "Русь" печатает возмущенные письма читателей: Соловьева обвиняют в антипатриотизме, в забвении русских интересов, кто-то пустил слух, что он принял католичество.

Соловьев задумывает трехтомный труд о защите католицизма, но по разным причинам вышли только труды "История и будущность теократии" (1885-1887) и " Россия и вселенская церковь", написанная и изданная в Париже на французском языке в 1888 году. Двумя годами раньше Соловьев совершил поездку в Хорватию.

Католический епископ Штроссмайер, узнав об идеях Соловьева, пригласил его в Загреб. Здесь Соловьев в виде письма к Штроссмайеру создает своего рода меморандум об объединении церквей. Он попал в руки папы Льва XIII и заслужил его одобрение. Но дальше этого дело не пошло . Русское духовенство и славянофилы были возмущены Соловьевым.Соловьеву пришлось полемизировать с новым поколением славянофилов - Данилевским и Страховым.

Вот сформулированная в споре со Страховым национальная программа Соловьева: "1. Народность есть положительная сила, и всякий народ имеет право на независимое (от других народов) существование и свободное развитие своих национальных особенностей. 2. Народность есть самый важный фактор природно-человеческой жизни, и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества". Далее Соловьев осуждает национальный эгоизм, то есть стремление одного народа к утверждению себя за счет других народов.

В программе Соловьева нет никакого "преклонения перед Западом", он ценит и любит родное, русское, протестуя лишь против национального эгоизма, который губителен, как любой другой. Статья "Красота в природе" (1889) открывает новый период в творчестве Соловьева. В ней он рассматривает главные проблемы эстетики. "Красота спасет мир" говорит он, приписывая афоризм Достоевскому.Для Соловьева красота - выражение "положительного всеединства", некая первосущность, определяющая структуру бытия.

Философ определяет красоту как объективное воплощение идеи организации. В начале 1880-х годов он познакомился с идеями Николая Федорова.Преодоление смерти, возвращение к жизни всех умерших, завоевание космоса для удовлетворения их жизненных нужд - таковы главные пункты федоровского "общего дела". Соловьев пишет Федорову, что "со времени появления христианства Ваш "проект" есть первое движение христианства по пути Христову.

Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным". Позднее Соловьев разошелся с Федоровым по двум положениям. Во-первых, он считал нецелесообразным возрождать человечество "на ступени каннибализма", то есть возвращать жизнь тем, кто ее недостоин.Во-вторых, Соловьев считал, что воскрешение должно иметь "религиозный, а не научный характер". Вторую половину 1893 года Соловьев проводит за границей - Швеция, Шотландия, Франция.

Вернувшись на родину, приступил к созданию главного своего труда - "Оправдание добра". Взгляд на структуру философии остается прежним - этика, гносеология, эстетика, но исходные принципы претерпели изменения.За "Оправданием добра" должен был последовать оставшийся ненаписанным труд "Оправдание истины" (три фрагмента, объединенные общим заголовком "Теоретическая философия" - заготовки этого труда). Есть свидетельства, что Соловьев думал о создании " Оправдания красоты", но здесь не было и заготовок.

Чувство стыда отличает человека от животных, говорит Соловьев в "Оправдании добра". Стыд, жалость, благоговение - вот три элементарных переживания, из которых возникает нравственность. Из этих трех переживаний выводит Соловьев все богатство духовной жизни человека. В " Краткой повести об Антихристе", венчающей его последнее крупное произведение "Три разговора" (1900), Соловьев обстоятельно, языком газетного репортажа повествует о завоевании Европы желтой расой.Россия при этом гибнет, но раз и навсегда.

Европа освобождается от нового монгольского нашествия уже без участия русских. Возникает мировая империя во главе с Антихристом и со столицей в Иерусалиме. Во всей этой истории есть элемент иронии (и даже пародии). Соловьев выступает против всех видов мессианства. Причем главный объект критики - толстовство, толстовское учение о непротивлении злу насилием. И все же предчувствие катастрофы не покидало мыслителя.После "Трех разговоров" посмертно вышла небольшая заметка " По поводу последних событий" - своего рода духовное завещание философа. "Историческая драма сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена может растянуться на пять актов.

Но содержание их в сущности известно". Весной 1898 года Соловьев неожиданно отправляется в Египет. Его путь лежит через Константинополь. В море его мучают галлюцинации. Войдя однажды в каюту, Соловьев увидел мохнатое чудовище.Дело было на Пасху, и Соловьев решительно заявил дьяволу: "А ты знаешь, что Христос воскрес?" С криком "Воскрес-то он воскрес, а тебя я все-таки доканаю", черт бросился на Соловьева.

Философа нашли без чувств на полу каюты. В Петербурге ему пришлось обратиться к психиатру. Некоторое время прожив в Петербурге, Соловьев приезжает в Москву. Осенью возвращается в Петербург. Здоровье его слабеет, он часто прибегает к алкоголю, чтобы как-то взбодрить себя. Работает по-прежнему много.Будучи не в силах отвечать на поступающую к нему корреспонденцию, он просит через газету " Новое время" понять и пощадить его. Одновременно сообщает о своих планах: "1) перевод Платона с этюдами о нем, 2) теоретическая философия, 3) эстетика, 4) эстетический разбор Пушкина, 5) библейская философия с переводом и толкованием Библии". За немногими исключениями (Платон, статья о Пушкине) планы остались невыполненными.

Лето 1900 года застало его в имении С.П. Хитрово Пустынька.В июне он уже был в Москве, намереваясь затем посетить сестру в Калужской губернии и друга в Тамбовской.

В Москве ему стало плохо, с трудом добрался он до имения князя Е.Н. Трубецкого Узкое. Здесь, проболев две недели (диагноз - полнейшее истощение, склероз, цирроз почек, уремия), Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900 года. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/.