Искусство первого послевоенного десятилетия

 

Литература. В соответствии с общим настроением в стране литература первого послевоенного десятилетия в целом характеризовалась высоким патриотическим пафосом. Многим произведениям были присущи масштабность, стремление этически осмыслять минувшую войну "Белая береза" М. Бубенцова, Трилогия О. Гончарова "Знаменосцы" и др.

Литература была наполнена романтическими произведениями. Романтическая повесть Э. Казакевича "Звезда" пронизана атмосферой нравственной чистоты. Повесть убеждает нас в том, что победа в этой священной войне добывалась чистыми руками. Образ лейтенанта Травкина стал символом нашей литературы. Вчерашний школьник стал опытным военным, смелым, стойким, находчивым. Казакевич в облике своего героя выделяет нравственную чистоту, справедливость в большом и малом. Травкин ненавидит неправду. Он верен воинскому долгу, самозабвенно предан делу. Лирическое повесть Казакевича трагична, но также, как в древнерусских повестях погибшие воины обретают вечную жизнь,- герои повести "Звезда" не погибают, а словно исчезают, обретая бессмертие.

Романтическая окраска присутствует и в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и в романе А. Фадеева "Молодая гвардия". Эти произведения, как и повесть Э .Казакевича "Звезда" построены на фактическом материале, на фактических событиях военного времени и романтизируют подвиг героев Великой Отечественной войны. В разное время по-разному относились к повести "Молодая гвардия" А. Фадеева. Но автор передал общее настроение молодых людей периода войны.

Следует заметить, что в литературе были писатели-участники великой битвы за свою Родину. Каждый из них стремился по-своему осмыслить войну. Однако не у всех широта показа соответствовала действительности. В некоторых произведениях присутствовал упрощенный подход, "сглаживание углов", поверхность суждений. Это видно в романе П. Павленко "Счастье", "Буря" И. Эренбурга, трилогии П. Панферова "Борьба за мир" и др.

Произведений о войне было больше чем достаточно. Она отвлекала читателей от актуальных задач дня, необходима была литература, которая залечивала бы кровоточащие раны войны и призывала людей к восстановлению народного хозяйства разрушенного войной. Лучшие произведения тех лет "Русский лес" Л. Леонова, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К. Федина, "Времена года" В. Пановой, "Открытая книга" В. Коверина решали насущные задачи дня.

Наряду с замечательными произведениями были и такие в которых кочевали расхожие сюжеты конфликта новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Вина за недостатки, как правило, возлагались на плохого руководителя. Выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого. Эти и другие существовавшие недостатки не снижают уровень литературы первого послевоенного десятилетия.

 

Изобразительное искусство. Тема войны, тема нравственного испытания советских людей, из которого они вышли победителями в послевоенные годы остается одной из самых актуальных. По-разному художники, бывшего Советского Союза, отражали события войны. Но они были объединены одной идеей, одним порывом - отразить в своих полотнах - народ победитель. Ю. Непринцев живописными средствами добивался такой же жизненности образа, его "обыкновенности", какую сумел создать А. Твардовский "Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава, кому тёмная вода - ни приметы, ни следа".

А. Твардовский и Ю. Непринцев увековечили своими средствами память о таких вот обыкновенных парнях, которые и победили в войне. Опираясь на традиции русской классической живописи, полотен Репина и Сурикова, художник создал неповторимые, индивидуальные образы, целую галерею характеров и вместе с тем один целый образ - боевого братства современных бойцов. Как отмечал сам художник: "В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины - это русский народ".

По-иному пишет картину о войне "Возвращение" украинский живописец В. Костецкий. Здесь нет такой масштабности. На картине мы видим фигуру солдата и руки обнявшей его жены. Драматизм сцена встречи усиливается фигурой мальчика, прижавшегося к шинели отца, и старой женщины в дверях. Успех картины - в ее обыденности. За этим "возвращением" сотни и тысячи других "возвращений" и "не возвращений" четыре года страшной войны пережитой миллионами людей - эта тема была понятна всем и всеми выстрадана. Не представляется возможным сказать обо всех написанных полотнах, о Великой Отечественной Войне. Мы лишь только подчеркнули, что эта тема была одной из ведущих в живописи. Мирный труд о котором мечтали долгие военные годы, воевавшие на фронтах и в тылу люди стал одной из основных тем живописи. Это и понятно. Главной задачей советского народа после войны было восстановление разрушенного войной. Появились картины: Т. Яблонского "Хлеб", А. Мыльникова "На мирных полях", А. Пластова "Сенокос", "Ужин трактористов". Это картины-гимн крестьянскому труду с подчеркнутостью его извечности, неприходящести, одухотворенные чувством непоколебимой связи с землей, утверждающие полнокровность жизни и красоту человеческого труда.

Жизнь постепенно входила в свои "русла". Она многогранна. И многогрешна были темы. Название картин Ф. Решетникова "Прибыл на каникулы", "Опять двойка"; С. Григорьева "Вратарь","«Прием в комсомол", "Обсуждение двойки" тому подтверждение.

В послевоенные годы создаются пейзажные картины. На смену образа земли, взорванной войной, приходит изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком. Цикл пейзажей М. Сарьяна "Моя родина" серия картин Н. Ромадина "Времена года" природа Прибайкалья Ю. Подлясского, Каспия Я. Ромас у всех у них - природа, преображенная трудом человека, единение человека с Родной природой.

Величайший покой, необъятность своей земли воспевает пейзажист У. Тансыкбаев, в широко известной картине "Вечер на Иссык-Куле". В связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается мондументально-декоротивное искусство. Монументальная живопись находит применение в украшении общественных зданий, усиливая торжественность и нарядность интерьеров. Ведущими мастерскими в этой сфере изобразительного искусства были - А. Дейнеко, В. Фоворский, П. Корин. П. Корину принадлежат плафонные мозаики станций Московского метро "Комсомольская-кольцевая" посвященные образам великих русских полководцев - Александру Невскому, Минину, Пожарскому, Суворову, Кутузову.

В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты

героев войны.Н. Томский исполняет монумент генералу армии И. Черняховскому в Вильнюсе. Памятник в Калининграде в честь гвардейских дивизий, взявших штурмом кенигсбергскую крепость исполнена скульптором во главе с Ю. Микенасом. Это первый монумент, который стал создаваться буквально по следам идущих боев. "Город еще горит, - вспоминал Микенас, - и в горящем городе советский человек ставит памятник своему современному, своему товарищу по оружию, своему брату".В Цеголь, Л. Кербель исполняют два монумента советским воинам - один в Берлине, другой в Бресте.8 мая 1949 года в тревтов-парке был открыт мемориальный комплекс (куда был перенесен прах погибших советских воинов). "Воину-освободителю" автор Е. Вучетич.

Архитектура этих лет прежде всего решала проблему восстановления разрушенного за годы войны жилого фонда. Начинается массовое жилищное строительство.

Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были построены заново. Начинается строительство высотных домов в Москве. В высотных зданиях Москвы советские архитекторы в како-то степени пытались продолжать традицию древнерусских зодчих. Столь умело располагавших свои постройки в ландшафте. Высокие сооружения тех лет прочно вошли в облик современной Москвы.

 

Киноискусство в послевоенное время по прежнему оставалось самым массовым искусством. Оно как и все искусства несло на себе всю тяжесть войны. Развитие в кино в первые послевоенные годы ослажнялаль серьезными трудностями. Пришлось почти полностью восстанавливать техническую базу производства фильмов, разрушенную или устаревшую за годы войны. Произошло снижение количества выпускаемых картин, что привело к резкому снижению тематического диапазона, ограничило приток новых творческих сил. Киноискусство послевоенного времени несколько утратило традиции военного времени, останавливалась иногда на полпути, порой уходило от исторических реальностей самих сражений, становилось под час помпезно-декоративным. В некоторых фильмах враг, например, изображался в карикатурном виде. А это влекло за собой преуменьшение роли нашей армии, народа, сумевшего разгромить технически оснащенную гитлеровскую военную машину. Проявилось стремление к сглаживанию реальных противоречий действительности, к ее приукрашиванию, постановочной пышности. В ряде фильмов "Сталинградская битва" (режиссер В.Петров), "Падение Берлина" (режиссер М. Чиаурели) - батальные сцены заслоняли подвиг советского солдата, народа победителя и вычлиняли роль Сталина. Но и в эти годы не прерывалось реалистическая традиция, обусловленная всем предшествующим опытом развития социалистического киноискусства. К концу войны кинематограф стремился осмыслить минувшие сражения в плане больших исторических обобщений. В картине "Великий перелом" (режиссер Ф. Эрмлер) на материале Сталинградской битвы было показано превосходство советской военной мысли над гитлеровской стратегией. В фильме "Жила была девочка", (режиссер Эйсымонт) Ленинградская блокада была увидена глазами ребенка. Трудно переоценить роль, которую сыграл фильм "Молодая гвардия" (режиссер С. Герасимов) в раскрытии человека на войне. Он раскрыл высокие нравственные качества молодежи, проявленные в период войны. Судьбы и нравственные устои целого поколения прослеживалось в фильме через судьбы молодо-гвардейцев, вскрыты внутренние истоки подвига. Зритель ощущал процесс духовного созревания юных героев, их боевое товарищество. Нравственная чистота, бескомпромиссность, стойкость и мужество, готовность к подвигу отличали комсомольцев краснодонцев. Подвиг, мужество Советских людей в годы войны нашли свое воплощение в фильме "Повесть о настоящем человеке" ( режиссер А. Стерпер) и в приключенческом фильме "Подвиг разведчика" (режиссер Б. Бартен)

Киноискусство исследовало людские судьбы военного и послевоенного времени. Замечательный фильм был создан М. Донским "Сельская учительница". Большую популярность завоевали музыкальные фильмы И. Пырева "Сказание о земле Сибирской" и "Кубанские казаки". Создавались библиографические картины. Фильм "Мичурин" (режиссер А. Довженко) исследовал единение природы и человека. Исследовались характеры военначальников "Адмирал Нахимов" (режиссер В. Пудовкин), музыкантов "Мусорский" и замечательных ученых "Академик Иван Павлов" (режиссер Г. Рошаль)

Неоценимый вклад в исследовании войны, мобилизации народа на восстановление разрушенного войной народного хозяйства всех кинематографий союзных республик. Несмотря на трудности восстановления кинопромышленности, белорусские кинематографисты в первые в послевоенные годы создали картину "Константин Заслонов", посвященную герою партизанской борьбы против немецко-фашистких захватчиков. В фильме создан образ того партизанского вожака, который не являлся какой-то сверхислючительной личностью; он - выходец из народа, патриот, посвятивший свою жизнь благородному делу борьбы с фашизмом.

На литовской киностудии был создан фильм о подвиге мужественной партизанки Марине-Мельникайте.

В сложном положении оказались театры. Аншлаги военных лет сменились полупустыми залами. Постановление ЦК 1946 года обязывало театры ставить в сезон 2-3 пьесы на современную пьесу. Но задача оказалась не посильной. Из-за многоступенчатой системы приёма лишь небольшое число новых пьес проходило все инстанции. Однако несмотря ни на что появились спектакли, которые шли с большим успехом по всей стране. Среди которых был спектакль по пьесе Б. Лавринева "Разлом" и "За тех, кто в море". Ведущей темой в первые послевоенные годы оставалась тема войны. По пьесе Б. Чиркова "Победители" ставится одноименный спектакль, посвященный Сталинградской битве. Героический подвиг молодогвардейцев-краснодонцев воспел монументальный спектакль Московского театра драмы "Молодая гвардия". Появились спектакли о вчерашних школьниках, прошедших суровое испытание войной. Театр имени М. Ермоловой по пьесе Л. Малышена ставит спектакль «Старые друзья». Который повествует о сохранившейся дружбе детей военного времени не смотря на все жестокости войны.

О людях тыла с полной отдачей трудившихся в годы войны поведал спектакль «Директор» поставленный Московским театром драмы. Огромную популярность имел поставленный Ленинградским театром имени Ленинского комсомола спектакль «Дорога бессмертия». Эта драматическая исповедь замечательного чешского патриота Юлиуса Фучика. Эталоном театрального искусства продолжал оставаться МХАТ который пользовался особой любовью Сталина еще с до военного времени.

 

В послевоенное время велась борьба с "формализмом". Она охватила литературу, музыку, изобразительное искусство. Исполнение формалистических произведений было запрещено. Официальная критика оценивала произведения с точки зрения доступности массовому зрителю,слушателю, читателю. Некоторое кризисное состояние художественной культуры было очевидно не только интеллигенции. В апреле 1952 года в передовой статье "Правда" - "преодолеть отставания драматургии" была осуждена теория бесконфликтности. Поскольку был целый поток произведений, в которых отсутствовали конфликтные ситуации. Новые установки были даны в докладе. Г. Маленкова на 19 партийном съезде в октябре 1952 году: " Наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты".