Искусство оттепели

 

Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953г. На съезде писателей было реабилитировано творчество М.Булгакова и Ю.Тыняева. Напечатаны произведения острой общественной направленности - роман В.Дудинцева «Не хлебом единым»; возникли новые демократические по своему духу журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». Н.С. Хрущев поддержал публикацию повести А.Солженицина «Один день Ивана Денисовича». В литературе сложилось два направления: демократическое, во главе с журналом «Новый мир» и консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь». Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной поэзии». В Москве чтение стихов авторами - молодыми поэтами, такими как Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е. Евтушенко,- собирало большие аудитории. В виду неполного духовного раскрепощения людей в годы «оттепели», на рубеже 50-60х годов зарождается движение диссидентов. Появляются бесцензурные издания «Самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д.

Основным направлением поисков писателей стали попытки показать жизнь такой, какая она есть без народности и шумихи, жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами. Одной из самых значительных и актуальных тем в прозе продолжала оставаться деревенская тема. Большую роль в развитии этой темы сыграли очерки В.Овечкина «Будни», «В том же районе» и «Трудная весна». Он обратил внимание читателя на один из самых важных вопросов времени - на метод хозяйствования в деревне. С подлинной гражданской страстностью, писатель осудил бюрократический стиль руководства и поставил вопрос о доверии к разуму и опыту крестьянина.

Принципиально важной в художественном осмыслении судеб русской деревни послереволюционной эпохи, стала вторая книга романа М.Шолохова «Поднятая целина». Появившиеся вслед за «Поднятой целиной» романы и повести о недавнем прошлом деревни были новым словом в «деревенской прозе». В них правдиво запечатлены нелегкая ломка старокрестьянской психики и зарождение новых отношений в деревне. Автора внимательного к нравственному миру крестьянина, его трудовой психологии, поддерживают те духовные традиции народа, которые не теряют своего значения в новую историческую эпоху. Среди произведений начала 60х годов о деревне, обозначивших более углубленный социально-исторический подход к её проблемам, важное место занимают повести В. Солоухина «Владимирские посёлки», «Капля росы»; С.Залыгина «На Иртыше»; М.Алексеева «Хлеб - имя существительное»; В.Белова «Привычное дело».

Среди писателей 60х годов, создававших произведения о деревне, пожалуй, наиболее остро, смело и честно писал один из талантливых прозаиков - Василий Шукшин. В его раздумьях о судьбах деревни, о духовной сущности крестьянина были мысли о судьбах Отечества. Он рассматривал деревню как созидательницу и хранительницу многовековой национальной народной культуры.

Какого бы периода в жизни деревни не касались авторы - читатели постоянно улавливали авторскую озабоченность нравственными и историческими уроками произошедшего или происходящего.

Освоение современной действительности, тема творческого труда и нравственных поисков постоянно волновала писателей 60х годов. Послевоенная жизнь советского народа складывалась трудно. Людям подчас не хватало самого необходимого: жилья, топлива, одежды, хлеба. Жизнь по-новому испытывала людей вернувшихся с войны. Конфликты, противоречия возникали в условиях мирной жизни. Всё это находило отражение в литературных произведениях.

Значительным произведением о рабочем классе явился роман В.Кочетова «Журбины». В центре внимания судьба рабочей династии «Журбиных». В романе много споров о призвании человека, о месте рабочего класса в жизни, о техническом прогрессе и основах трудовой морали. Само слово «рабочий» произноситься с гордостью и почтением. «Рабочий класс - говорит старый мастер Басманов, - он Алёша, особенный. Он, понимаешь, плечом к плечу по земле идёт. На нем ответственность, какая! Знаешь ты её, эту ответственность или нет?» В разработке рабочей темы в эти годы литература накопила огромный опыт. Достаточно вспомнить произведения Гладкова, Леонова, Платонова, Пришвина и др., где эта тема раскрывается как тема нравственной красоты человека, как тема творческого вдохновения.

По-новому писатели подошли к освещению Великой Отечественной войны. В лучших произведениях о войне писатели стремились не только выявить нравственные истоки героизма, правдиво показать, какой ценой пришлось заплатить советским людям за победу над врагом, но и создать крупные национальные характеры, осветить великую эпопею борьбы.

Крупнейшими произведениями, оказавшими заметное влияние на художественные поиски писателей, явились роман Л.Леонова «Русский лес» и рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Л.Леонов сумел так осветить события военной поры, что перед читателями предстала широкая картина полувековой жизни русского общества, духовных исканий передовой интеллигенции, а война - как проверка на прочность выработанных народом социальных и этических норм и идеалов.

Программным произведением в художественном осмыслении войны стал рассказ М.Шолохова «Судьба человека» - суровое повествование о драматической судьбе рядового солдата Андрея Соколова, прошедшего через неимоверные испытания и тяготы военных лет и сохранившего в сердце высокую человечность, любовь к жизни, верность советским идеалам. В скупой, сдержанной интонации, двумя-тремя деталями, рассказчик приоткрывает суровую правду, трагизм жизнеощущения и судьбы русского солдата. Когда Андрей Соколов присел рядом с рассказчиком, тот взглянул на него и мы увидели крупным планом глаза Андрея Соколова: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, - пишет рассказчик, - словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». В небольшом рассказе писатель достигает подлинной монументальности образа героя. И в месте с рассказчиком читатель верит, что Андрей соколов, «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовет Родина». «Судьба человека» и опубликованные главы незаконченного шолоховского романа «Они сражались за Родину» стали крупными вехами в развитии военной прозы.

 

Военная литература в конце 50х и в 60е годы энергично набирает новую высоту. Именно в этот период талантливо и крупно заявило о себе «военное поколение» в поэзии: А.Межиров, Е.Винокуров, К.Ваншенкин, Б.Слуцкий, С.Наровчатов, С.Орлов, М.Луконин, Ю.Друнина, Д.Самойлов, М.Львов. В их поэтических сборниках война предстаёт как величайшее испытание воли и духа советского человека, осветившее всю его жизнь на многие десятилетия вперёд, ставшее пробным камнем подлинной нравственности и духовной цельности. «Война» всё глубже осознаётся в тесной связи с понятием «мир» как обителью человечества, с понятием «история» и «человечество». Война осознаётся как рубеж отсчета гуманистических ценностей, на котором поэты с полным правом итожат прошлое и обращают свой голос в будущее. «Я говорил от имени России» - в этой строчке Бориса Слуцкого выражен нравственный масштаб поэзии «военного поколения», позволяющий сопрягать звёзды и судьбы отдельного человека:

 

Сгорели в танках мои товарищи

до пепла, до золы, дотла.

Трава, полмира покрывающая,

из них, конечно, произросла.

Мои товарищи

на минах

подорвались,

взлетели ввысь,

и много звезд, далёких, мирных

из них,

моих друзей,

зажглись.

 

На начало «оттепели» падает расцвет гражданской и лирической поэзии. Именно в это время плодотворно работают Добронравов, Рождественский, Доризо, Эмпай, Друнина и др. Вспомним, например, чем стала «оттепель» для уже известного в стране поэта Евгения Долматовского. Его стихи, написанные именно в годы «оттепели», будут тогда уже удачно переложены на музыку, их будет петь вся страна: «За фабричной заставой», «Мы жили по соседству», «Школьные годы», «Если бы парни», «Комсомольцы-добровольцы», «Вот так и живём, не ждём тишины», «Я - Земля», «И на Марсе будут яблони цвести», «Венок Дуная».

 

Музыка. Серьёзные изменения произошли в музыкальной культуре. Появился целый ряд талантливых произведений оперного жанра: «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева; «Семья Тараса» Кабалевского; «Молодая гвардия» Мейнеуса, в значительной степени утвердивших традиции отечественного оперного искусства.

Наиболее значительным событием в музыкальном театральном искусстве стала премьера выдающегося балета А.Хачатуряна «Спартак». В красочном, динамичном, глубоко драматичном балете он создал по существу, народно историческую трагедию большого общественного звучания. Картины восстания рабов воссозданы с блеском, темпераментом и основательным знанием исторических событий, культуры и быта античного мира. Прокофьев создал ораторию «На страже мира»; Шостакович написал монументальный хоровой цикл «Десять поэм» на стихи поэтов конца 19 начала 20 века и кантату «Над родиной наше солнце сияет»; Кобалевский создал «Реквием» на стихи Рождественского.

Написанная Шостаковичем вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» на поэму Евтушенко «Казанский университет». Потрясали глубина проникновения композитора в художественно-этический замысел поэта. Двойная трагедия: Степана Разина и народа. Трагедия Разина не только в том, что он гибнет, а в том, что он «был против половинно, надо было до конца». Мысль: «Гибну я зазря!» для него гораздо страшнее, чем топор палача. Трагедия же народа не только в том, что он теряет своего вожака, но и в том, что он не понимает значения этой утраты. Для народа сама казнь скорее зрелище, нежели горькая трагедия.

Одним из крупнейших событий явилась «Патетическая оратория» Свиридова. В основе оратории - стихи из различных произведений Маяковского. Автор обращается к вечным общечеловеческим ценностям, к идее главенства света и добра, разума и свободы. Неоспоримой истиной утверждаются слова:

«Светить всегда!

Светить везде

До дней последних, до конца!

Светить - и никаких гвоздей! -

Вот лозунг мой и солнца!!!»

Большое развитие получило песенное творчество. Песни с экранов фильмов становились популярными в народе. Родилась авторская песня.

 

Изобразительное искусство. Через год после 20 съезда КПСС осудившего культ Сталина, состоялся первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов страны. После работы съезда художников активизировалась их творческая деятельность. Появились новые журналы по искусству – «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Художник» и новое издательство «Художник РСФСР». Стали регулярно проходить Всесоюзные выставки. Возник обмен выставками с социалистическими странами. Советское искусство стало широко пропагандироваться в Западной Европе, США, Индии, Сирии, Египте и т.д. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе многие художники получали высокие награды. Шли поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, стал исчезать ложнопатический подход в изображении жизни. Высокогражданственное звучание стало достигаться без наигранного пафоса. Художники разрабатывали новый, так называемый «суровый стиль». В это время появилось стремление художественно воссоздать действительность без парадности, сглаживания всех трудностей. Художники в поисках «правды жизни» обратились к сдержанной, обобщенной форме. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Для подтверждения этой мысли достаточно обратиться к картинам: "Наши« будни" Новикова, «Строители братской ГЭС» Попкова, «Полярники» братьев Соломиных, «Романтики» Салахова. Художников «сурового стиля» связывали воедино время и его герой, которого они изображают. Особенно ярко это просматривается в серии картин Яковлева «Ленинградские километры БАМа».

Своё восприятие современности со всеми её проблемами художники пытаются решить в сюжетах бытового жанра. Примером этого могут служить «Вечер в старой Флоренции» Яблонской, «Вечер» братьев Соломиных, групповой портрет Иванова «В кафе Греко». В.Иванов показал себя и своих коллег - живописцев в знаменитом римском кафе, где ещё в прошлом столетии собирались художники, и вели извечные разговоры о смысле жизни и искусстве. Живописец и его друзья на полотне погружены в состояние раздумья, внушительный сосредоточенности, вместе с тем они находятся в духовном единстве. Их объединяли и атмосфера этого кафе, которое посещали когда-то Гоголь, и Александр Иванов, где на стене висят гравюры с изображением «вечного города», и сам этот город с его вековой культурой, и наконец их общая вера в свои творческие силы, в святость выбранного пути. Этот простой групповой портрет исследователи называют «образцом поколения».

В это время прошедшая война продолжает волновать как художников старшего поколения, так и молодых. Но и те, и другие изображали войну как величайшую трагедию человечества. В.Попков создаёт триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну» («Воспоминание», «Вдовы», «Одна», «Северная песня») который стал живописным памятником всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимся прихода своих мужей с полей сражений.

Мысли о жизни и смерти, вечности и мгновенности бытия, интерес к старости, размышление над человеческой жизнью вообще - вот что питало творчество Попкова. Его картина «Хороший человек была бабка Аксинья» - это свидетельство о том, что жизнь не бесследна, не бессмысленна. Как и природа, человек возрождается в хороших делах, в своих детях, он остаётся на земле.

Тема вечности, осознания национальных корней рассматривается в пейзажном жанре. Художники совершали поездки по живописным местам нашей Родины и возвышались с замечательными произведениями, воспевающими красоту родной природы. Философским раздумьем о малости нашей планеты в мироздании проникнуты пейзажи Н.Ромадина «Млечный путь», И.Орлова «Летний вечер».

 

Расширились творческие возможности художников монументалистов в связи с интенсивным строительством. Они выполняли работы самого разного характера: панно интерьеров, витражи, лепнину и рельефы. Этапными произведениями этого времени были: «Покорители космоса» в музее истории космонавтики в Калуге А.Васнецова, «Отечественная война 1944 год» М.Савитского в музее истории великой Отечественной войны в Минске, мозаика Памятного зала памятника победы в Санкт-Петербурге «1941год» и «Победа».

 

В скульптуре всё большее место по глубине идеи, но силе и оригинальности художественного выражения - занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал, ибо чем дольше отходим от событий второй мировой войны, тем важнее и ценнее для нас всякое напоминание победы над фашизмом. Мемориалы воздвигались на месте лагерей смерти, как в Маутхаузене, где скульптор В.Цигаль еще в конце 50х годов создал полный глубокого драматизма памятник генералу Карбышеву - мраморная, как бы ледяная глыба; многофигурные рельефные композиции в бронзе, положенные на каменный стол; в память жертв фашизма в деревне Пиргюпис в Литве или в Саласпилсе около Риги; на месте массовых казней, как в сожженной фашистами Хатыни под Минском; в честь героической обороны города (зелёный пояс славы вокруг Ленинграда); как единая композиция - музей, подобно Брестской крепости или памятнику героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, или же мемориалы на кладбищах, как, например, в Ленинграде. Во всех этих памятниках в соответствии с замыслом и талантом художников по-разному разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архитектуры. Неоспоримым остается одно, что в решении этой задачи были сделаны художниками значительные успехи.

Несомненно, процесс развития искусства, в том числе и изобразительного не застрахован от всякого развития, от противоречий. Они всегда были и в названный период тоже. Вместе с тем отрадно отметить, что художники осознавали свою благородную миссию, дать обществу силы в борьбе с безнравственностью, омерзительностью, формировать надежды на будущее, чувство социальной ответственности за происходящее в нашем обществе.

 

Киноискусство являлось одним из массовых и любимых видов искусства. В 1952 году на 19 съезде КПСС был поставлен вопрос о расширении производства фильмов. После 20 съезда эта задача стала последовательно и быстро осуществляться. Если в первые послевоенные годы выходило на экраны от 10 фильмов в год, то в 60е годы до 70 фильмов в год. Совершенствовалась и материально-техническая база кинематографии. Получили новое развитие важнейшие традиции отечественного кино. Современность пришла на экран в богатстве социальных и нравственных ценностей. На экран пришел человек с его заботами, надеждами и чаяниями. Фильм В.Пудовина «Возвращение Василия Бортникова» о человеке, пришедшем с войны, содержал в себе ряд новых черт. На экран возвращался простой человек с его судьбой. Первый существенный сдвиг в решении современной темы был сделан в середине 50х годов. Вслед за картиной о рабочем классе «Большая жизнь» И.Хейфеца остро решался вопрос о доверии к человеку. Острота конфликтных ситуаций, единство социальных и моральных качеств, становились особенностями картин: «Первый эшелон» М.Калатозова; «Высота» А Зархи; «Весна на Заречной улице» Ф.Миронера и М.Хуциева.

Эпопеи целины, жизнь заводской молодёжи были в центре отечественного кино. Создается значительное количество кинолент о революции, гражданской войне. Живое ощущение истории отмечали фильмы: «Сорок первый» Г.Чухрая; «Коммунист» Ю.Райзмана; «В огне брода нет» Г.Панфилова. Энтузиазм героического труда первых пятилеток нашел отражение в фильме «Время вперёд» М.Швейцера, в котором было достигнуто впечатление хроникальности происходящего на экране.

По-новому осмыслялся период Великой Отечественной войны. Предметом исследования стал простой человек - солдат внутри масштабных исторических событий. В картине «Летят журавли» снятой по пьесе В.Розова «Вечно живые» М.Калатозовым, война была прослежена с первых и до последних дней. Внутренняя тема картины: погибшие - вечно живы, нашли поэтическое и достоверное решение благодаря замечательной игре молодых актёров Т.Самойловой (Вероника) и А.Баталова (Борис). Показать войны как этап в жизни народа неразрывно связанного с довоенным временем и продолжавшегося в послевоенную эпоху, развернул рамки фильм «Дом в котором я живу» Л.Кушджанова и Я.Сегеля.

Обращаясь к военному прошлому, авторы ряда произведений избрали глубоко личную интонацию участника и очевидца жестоких боёв. Фронтовые судьбы сценариста В.Ежова и режиссера Г.Чухрая позволили им проникновенно рассказать в «Балладе о солдате» об Алёше Скворцове (актёр В.Ивашов). Выбрав из его неполных двадцати лет своего несколько дней отпуска. В фильме нет сражений кроме первого боя, в котором Скворцов подбивает два фашистских танка. Лишь один боевой эпизод, а затем долгая военная дорога в тыл, к матери. И, тем не менее, тревожная атмосфера войны чувствуется во всём, картина Чухрая полно передала трагедию и боль народа, чем многие фильмы батального характера. В образе юного солдата - чистом и светлом - раскрываются черты поколения, нравственная сила и доброта, открытое людям сердце.

Он видит голод и страдания, как умеют ждать и изменять, кровь и слёзы. Он видит истерзанную, но не склонившуюся перед врагом русскую землю. Короткий отпуск даётся ему в награду за ратный подвиг. Он едет домой в отпуск к маме починить крышу. Встречался по дороге с разными людьми, помогая им добрым и душевным теплом. Алёша Скворцов совершает свой гражданский, человеческий подвиг. Алёша Скворцов олицетворяет идейную и нравственную сущность, душевную полноценность молодого человека военного времени. Только духовно богатые люди, знающие, за что они сражаются и что защищают, могли победить в великой войне. Фильм С.Бандарчука «Судьба человека» по Шолохову встал в ряд замечательных фильмов о человеке на войне. Бондарчук показал характер Андрея Соколова, волей судьбы поставленного в небывало сложные условия и при этом проявившего спокойное мужество, презревшего смерть и предательство, выстаевшего, но не утратившего душевной щедрости, теплоты, доброго участия.

С покоряющей правдой и человечностью воплотил в фильме «Живые и мертвые» А.Сталпер - образ военачальника. Он показал образ героя трудной военной эпохи, образ человека в момент предельного напряжения всех его сил во имя борьбы с врагом. В этих фильмах был показан не только человек на войне, но и образ войны. В фильмах о войне проявилось стремление к метафорическому воплощению проблем истории. Важнейшее место в осмыслении итогов второй мировой войны занял фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм», созданный на хроникальном материале.

Рядом с картинами о фашистском нашествии создавались и демонстрировались ленты с комедийной окраской жизни: «Солдат Иван Бровкин» И.Лукинского, «Неподдающиеся» и «Девчата» Ю.Чуюлюкина. В фильме «Берегись автомобиля» герой в одиночку расправляется с хапугами и спекулянтами. Сатирические киноленты: «Пёс Барбос»; «Кавказская пленница» вскрывали пороки общества. Вопросы воспитания поднимаются в фильмах о детях и юношестве. Достаточно обратиться к фильмам: «Серёжа» Г.Данелия; «Мой друг Колька» А.Салтыкова; «А если это любовь?» А.Митты; «Я куплю папу» Ю.Райзмана; «Доживём до понедельника» С.Растоцкого.

В стране наступила эпоха научно технической революции. Изменение происходящего в сознании людей исследовал кинематограф. Главное что было в киноискусстве - это неотделимость научных открытий от нравственных оценок деятельности человека за судьбы мира. Широкий общественный резонанс получила картина «Председатель» А.Салтыкова. Масштабный характер Егора Трубникова, поднявшего людей на борьбу с послевоенной разрухой был раскрыт актёром М.Ульяновым в замечательных традициях русской и советской актёрской школы. Мы остановились только на некоторых темах и проблемах отечественного кино этого периода. В нём было не мало проблем. Но оно набирало опыт работы в новых условиях «оттепели».

 

Выводы:

1. Проведённая реформа системы руководства культурой способствовала оздоровлению всей художественной культуры.

2. Большое значение для духовной жизни советского общества имело осуждение культа личности Сталина.

3. Художественная культура стала объективно исследовать современную действительность, тему творческого труда и нравственных поисков, конфликты и противоречия мирной жизни.

4. В эти годы были созданы произведения искусства которые составили «Золотой фонд» отечественной культуры.