Вопросы для самопроверки знаний

 

1. Чем было вызвано умственное брожение в русском обществе в 1-й половине XIX в.? Какие основные направления общественной мысли противостояли официальной идеологии?

2. Русский философ XX в. Н.А.Бердяев назвал А.С.Пушкина "ренессансным человеком". Что в личности и творчестве великого поэта позволяет вам согласиться с этим утверждением?

3. С чем связано своеобразие московского ампира? Какие общественные идеи лежали в основе такого архитектурного направления, как эклектика? Какие постройки, выполненные в этих стилях, вы знаете?

4. Какой отпечаток романтизм наложил на различные жанры русской живо-писи 1-й половины XIX в.? Какие черты объединяют творчество столь разных художников, как Щедрин, Тропинин, Венецианов, Брюллов?

5. Библейские сюжеты определили основную тематику творчества художника А.А.Иванова. Можно ли говорить о широком общественном значении его работ?

 

 

Некоторые яркие личности эпохи

 

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799-1837)

Русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царско-сельский (Александровский) лицей (1817г.). Был близок к декабристам. В 1820 под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса). В 1824 уволен со службы и выслан в с. Михайловское под полицейским надзором до 1826. Скончался от раны, полученной на дуэли. Творчество Пушкина претерпело эволюцию от лирики его поэтического ученичества и романтизма южная поэма («Кавказский пленник, 1820-21, «Бахчисарайский фонтан», 1823, Цыганы» 1823 - 24 и др.) к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы 19 в.: народ как историческая сила и нравственный критерий («Борис Годунов», 1825); личность в ее взаимоотношениях со средой и обстоятельствами («Евгений Онегин», 1823 -1831; «Медный всадник», 1833); судьба «маленького человека» «Повести Белкина», 1830; власть денег над людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), философской лирике 30-х годов, обратился к коренным вопросам бытия любви, творчества, смерти. Поэзия Пушкина воплотившая в себе всечеловечность («всемирную отзывчивость», по Ф. М. Достоевскому) как национальную идею считала гуманизм («милость к падшим»), пафос, истины, гражданственность, народность и историзм.

 

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1852)

Русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилось в повести «Шинель» (1942), с которой связана становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (поставлено 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (1 том 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Публицистическая книга «Выбранные места для переписки с друзьями» (1847) вызвала знаменитое критическое письмо В.Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Гоголь оказал решающее влияние на развитие критического реализма, утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

 

ГЛИНКА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1804-1857)

Русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфоническое сочинение, в том числе «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Первый классик русского романса. Учреждены Глинкинские премии (М.П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинка (с 1965); проводится конкурс вокалистов имени Глинка (с 1960). На родине Глинка (с. Новоспасское) открыл дом-музей (1982).

 

ИВАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1806-58)

Русский живописец. Сын А.И. Иванова. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт и Кипарис», 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной живописи. Философские проблемы, религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях («Библейские эскизы») Иванов, сохраняя связь с традициями классицистического, монументализма, достигает необычной глубины философского обобщения и истолкование темы.

 

КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ (1782-1836)

Русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом» около 1808-09, «А.А. Челищев» около 1809 или 1810-11, «Е.П. Ростопчина», 1809, «А.С. Пушкин», 1827).

 

КЛОДТ ПЁТР КАРЛОВИЧ (1805-67)

Русский скульптор. Представитель русского классицизма. Анималистические монументальные и камерные станковые произведения отмечены точностью передачи жизненных наблюдений (4 конные группы на Аничковом мосту в Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849-50.)

 

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ (1788-1863)

Русский актер. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра. Был до 1822 крепостным, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительское, общественное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - «Горе от ума» А.С. Грибоедов; Городничий - «Ревизор» Н.В. Гоголя), а также образы «униженных и оскорбленных» (Муромский «Свадьба Кречинского» А.С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - «Нахлебник» И.С. Тургенева). В духе принципов Щепкина воспитаны поколения мастеров русской сцены. Сценические и этические принципы Щепкина послужили основой системой К.С. Станиславского.

 

Художественная культура России второй половины ХIX века

Вопросы:

  1. Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века
  2. Художественная культура России второй половины 19 века