Часть II

Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж. П. Торренсом, с помощью которого можно оценить, в какой мере у вас раз­вито творческое мышление (креативность). Поскольку твор­ческое мышление непосредственно связано со способнос­тью устанавливать взаимосвязи, этот тест оценивает также и эту способность.

В полном объеме тест Торренса оценивает не только творческое мышление в целом, но и четыре его составляю­щие. После тестирования опытный специалист, просмотрев ответы, может сразу же присвоить баллы по каждой из них:

Скорость — способность генерировать большое количе­ство идей. Проще говоря, подсчитывается, сколько всего спо­собов вы придумали.


Гибкость — способность генерировать идеи в разных на­правлениях. Сколько различных видов применения консервной банки вы придумали? Наиболее часто ее предлагают использо­вать в качестве какого-нибудь резервуара, как игрушку, как средство связи и т. п.

Оригинальность — способность генерировать уникальные и необычные идеи. Любой ответ, предлагающий стандартный способ использования консервной банки, получает ноль бал­лов. Нестандартные применения (например, в качестве «шляпки для куклы») получают два балла.

Тщательность — способность увеличивать количество дета­лей и усложнять само изделие. Варианты, которые подразу­мевают добавление составных частей или изменение формы, получают дополнительные баллы. Например, если вы предло­жите расправить банку, стереть ее в порошок, покрасить или соединить с другой, то получите в награду дополнительные баллы.

Итак, как вы справились с этим тестом? Были ли ваши идеи гибкими, оригинальными, тщательными? Насколько быстро вы выполнили тест? Если у вас есть дети, предложите и им этот тест.

Я часто провожу этот тест на семинарах для взрослых и в классах для детей. Как правило, дети набирают большее коли­чество баллов, чем взрослые. К примеру, сравните свои отве­ты с ответами группы второклассников:

• в ней можно хранить жуков

• это домик для муравьев

• это банк

• ею можно играть в футбол

• это стиральная машина для маленьких человечков

• это шляпка для моей куклы

• это бассейн для Барби

• это телефон

• это музыкальный инструмент

• это ходули

• ее можно расплавить и переделать в солдатика

Это вовсе не означает, что взрослым не хватает способ­ностей придумывать новые решения. Это означает только, что мы используем лишь малую долю своего творческого

потенциала и не умеем преодолевать внутренние барьеры своего сознания. На протяжении всей жизни нас учат «не переходить границы». «Ограничения — наши друзья», как говорится в одном рекламном объявлении. Так вот, если вы действительно хотите стать творческой личностью, вам при­дется иногда думать так, как думают маленькие дети!

Исследования показывают, что по мере взросления человека его творческие способности постоянно снижа­ются. В результате одного из исследований, в котором оценивалась способность генерировать оригинальные идеи (примерно так же, как в тесте Торренса), но учиты­вались как оригинальные, так и стандартные ответы, по­лучилось следующее:

• дети до 5 лет — 90% оригинальных ответов

• дети 7 лет — 20% оригинальных ответов

• взрослые — 2% оригинальных ответов

Снижение творческого уровня прямо поражает — с пятилетнего до взрослого возраста творческие способнос­ти снижаются более чем в 40 раз! Неудивительно, что к сорока годам мы вязнем в рутине жизни и всякий раз, как только пытаемся сделать нечто творческое, терпим неудачу, чувствуя горькое разочарование.

А^гх снова ^газжечь «tHeoftHecfcoe пламя»?

Если в детстве мы подавляли свои творческие способ­ности, а в юности не использовали в полной мере остав­шиеся, то возникает логичный вопрос: что мы можем сде­лать сейчас, будучи взрослыми? Можем ли мы оживить и повысить свой творческий потенциал? И если — да, то как потом использовать его в личных и профессиональ­ных целях?

Именно этому и посвящена моя книга. В следующих гла­вах вы найдете стратегии, с помощью которых можно сде­лать жизнь более творческой, узнаете, как мобилизовать


свои креативные способности при решении возникших проблем. Основная цель книги — помочь вам освоить де­сять ключевых методик, которые, в свою очередь, позво­лят вам в будущем творчески решить любую задачу — связанную с работой, семьей, увлечениями, общественной жизнью. Вот эти основные стратегии:

1. Поддерживайте связь с другими людьми

2. Создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду

3. Вылезайте из своего футляра — путешествуйте

4. Развлекайтесь, играйте и шутите

5. Расширяйте свой кругозор — читайте

6. Приобщайтесь к искусству

7. Используйте современные технологии

8. Воспользуйтесь возможностями Могущества Разума

9. Выпустите на волю свое альтернативное сознание 10. Загляните в глубь своей души

Концепции перечисленных выше десяти стратегий в основном базируются на моем личном опыте и проведен­ных мною исследованиях, которые доказали, что есть множество путей высечь искру, способную запустить ге­нератор идей. И неважно, что вы захотите сделать: напи­сать акварель, сочинить роман или справиться с произ­водственной задачей — в любом случае эти десять стратегий помогут вам пережить мгновения творческого озарения.

Стратегии могут быть использованы по-разному. Во-первых, они стимулируют ваше мышление. Сих помо­щью вы становитесь открытыми для новых путей и воз­можностей. Они расширяют ваши горизонты, тем самым позволяя формировать многочисленные взаимосвязи, что является необходимым условием творческого процесса.

Во-вторых, эти стратегии помогут вам проложить путь в лабиринте многочисленных препятствий, блоки­рующих свободу мышления и сковывающих усилия по внедрению новых идей в жизнь. Одни стратегии помогут вам сосредоточиться, если ваши мысли мчатся слишком быстро для качественного выполнения работы; другие на-

против, расслабиться, чтобы собраться с силами и дать возможность полуготовым идеям «довариться» в соот­ветствующем режиме.

И наконец, эти стратегии продемонстрируют вам, как с пользой применить до сих пор еще мало изученные наимощнейшие двигатели творчества, известные в наро­де как удача или счастливый случай. В мире существует бесчисленное множество возможностей, которые бук­вально умоляют нас о том, чтобы мы ими воспользова­лись. Эти возможности попадаются нам на глаза ежед­невно, но, пока мы не в состоянии распознать их, они пропадают, остаются неосуществленными.

Некоторые стратегии сами по себе являются видами творческой деятельности. Многие писатели часто исполь­зуют чтение, чтобы познакомиться с другими авторами и почерпнуть изих книг свежие идеи для своих собствен­ных произведений. Многие художники долгими часами изучают творения великих мастеров, чтобы со временем самим выйти на более высокий уровень мастерства в живописи, ваянии, музыке. Изобретатели и программис­ты, создавая новые приборы или программное обеспече­ние, как точку отсчета используют уже существующие технологии, тем самым продвигая на шаг вперед и саму технологию.

Однако цель книги является более глобальной. Замы­сел заключается в том, чтобы научить вас как можно шире использовать все десять перечисленных стратегий. Не огра­ничивайте себя, применяя только те стратегии, которые связаны с вашей сферой деятельности. Если, к примеру, вы скульптор или танцор, то вы можете очень многое по­лучить, используя современные технологии или сотруд­ничая с другими людьми — именно там вы почерпнете вдохновение для своих будущих работ. Если вы автор пе­сен или романов, то лучшими источниками новых тем ста­нут для вас размышление и чтение. Если вы деловой че­ловек или изобретатель, то в поисках решения сложных задач вам помогут путешествия и эксперименты с поо-сознанием. Как говорил Абрахам Маслоу: «Если у вас нет


ничего, кроме молотка, то все прочее начинает казаться вам гвоздем».

В каких-то случаях одна из стратегий может оказать­ся более полезной, нежели другие, хотя при иных обсто­ятельствах она, возможно, и не сработает. Например, если решение требуется найти в течение двадцати четы­рех часов, то у вас просто нет времени для путешествий. Вполне возможно, что какая-то стратегия по своей внут­ренней сути станет вам наиболее близкой.

И все же основная цель книги заключается в том, чтобы научить вас использовать все десять стратегий. Выберите творческий стиль жизни — включите эти стратегии в свою повседневную жизнь. Пусть они станут ее неотъемлемой частью, и тогда вы увидите, как у вас развивается естественный талант к творческому мыш­лению, которое даст вам в руки множество инструмен­тов. С их помощью вы сможете обрести вдохновение;

вам будут по плечу решения проблем, которые прежде казались вам непреодолимыми; вас посетит множество новых идей.

МИНИ-СЕМИНАР

Мысли о Шво^чес/Яве

Поразмышляйте немного о том, что такое творческая жизнь. Как по-вашему: сейчас вы ведете творческую жизнь? Какие чувства и мысли вызывают у вас эти слова? А не кажет­ся ли вам, что ваша жизнь в настоящее время весьма далека от той, что называется творческой?

Что больше всего заинтересовало вас в списке стратегий? Что вам наименее интересно? Ну а теперь, определив наибо­лее и наименее предпочтительные стратегии, отбросьте-ка в сторону все эти мысли. Станьте открытым для всех возмож­ностей, которые предоставляются предложенными стратеги­ями.

Ну и последнее: по какой причине вы начали читать эту книгу? Почему вы все-таки хотите стать более творческой