Некоторые итоги

 

Итак, в подсознании каждого из нас существует некоторая совокупность общих (стереотипных) ассоциаций, связанных с конкретным и ограниченным на­бором однотипных по содержанию проявлений внешнего мира. Часть этих ассоциаций относится к набору под условным названи­ем «верх», другая — «низ», и все вместе они объединены тем, что можно назвать «вертикалью нашего подсознания».

Эти ассоциации возникают с первых дней жизни, находят свое подкрепление по мере взросления как в проявлениях внешней среды, так и в сфере культуры и являются отражением таких же процессов подкреплений, появившихся у наших предков во времена предше­ствующих цивилизаций.

Такие ассоциации совершенно стереотипны для любого челове­ка и в любую эпоху. Причем, стереотипны до такой степени и так

очевидны и явны, что практически до недавнего времени не выде­лялись в самостоятельный объект изучения. Они — данность, такая же как воздух, о наличии которого мы вспоминаем только при его нехватке и затрудненном дыхании.

Итак, мы определили здесь три основные этапа.

Первый этап включает период от рождения до момента, когда ре­бенок начинает ползать. В это время вертикальные ассоциации фор­мируются на уровне условных рефлексов, в образовании которых участвуют проявления внешнего мира. Хотя сила земного тяготе­ния в данном случае действует вдоль туловища, но положение го­ловы вертикальное и состояние вестибулярного аппарата соответ­ствующее ему.

Второй этап начинается, когда ребенок самостоятельно встает на ноги. Он проходит в процессе активного общения со взрослыми, а затем со сверстниками и младшими детьми. Верх и низ окружаю­щего пространства остаются на своих местах, но вертикальные ас­социации переходят в другой («стоячий») контекст. При этом уме­стно еще раз вспомнить о том, что врожденные или приобретенные формы поведения, проявляясь не по прямому назначению, т.е. в ином контексте, становятся знаками. Следуя этому правилу, у чело­века вертикальные ассоциации, заложенные в «лежачий» период, с первых моментов перехода в «стоячий» период (т.е. в ином контек­сте тела) также начинают обретать знаковый характер.

Все знают известный период «Ваньки-Встаньки», когда уложив ре­бенка, мы через десяток секунд обнаруживаем его опять стоящим в кроватке. При этом в его глазах обычно читаются и хитрость, и вызов. Это его «хулиганское» вертикальное действие носит уже ярко выра­женное заявление — «Яесмь» и находится вне прежних примитивных вертикальных устремлений—желаний (еды, тепла и т.п.), т.е. за преде­лами вертикального контекста первых координации инстинктивных потребностей и поэтому носит очевидный знаковый характер.

Таким образом, если первый этап можно определить как эмоцио­нально-физиологический, то второй — как социально-психоло­гический. При этом второй этап является не заменой первого, но дополнением к нему. Все сложившееся на первом этапе не теряет­ся, но остается на всю жизнь, уходя в самые глубины подсознания.

И наконец, третий, вобравший в себя два предыдущих, этап — комплекс вертикальных ассоциаций, характерный для взаимоотно­шений не только родителей с детьми, но и взрослых между собой. На этом этапе интеллектуальное значение вертикали проявляется в так называемой координации — аналитической ориентации, свя­занной с реализацией конкретных потребностей взрослого чело­века. И главная из них — способность отвлечься от себя и выявить

иерархическую связь между элементами такой системы, в которых свое собственное Я уже отсутствует.

Разумеется, полноценная человеческая деятельность происходит во всех трех измерениях психологического пространства, о которых мы будем говорить позднее. Сейчас же важно отметить: вертикаль как установление иерархической связи между элементами в лю­бой рассматриваемой системе — исходная координата интеллек­туального процесса, его экспозиция.

Без комплекса детских вертикальных ассоциаций, о которых мы говорили, ни о каких иерархических построениях в гуманитарных и точных науках, равно как в искусстве и в быту, не могло бы быть и речи: они были бы лишены основного, общего для всех нас значения: подчинения, управления — сверху вниз и подчиненности, управляе­мости — снизу вверх.