Все вертикальные слова объединяет наличие некоего вертикального коэффициента, косвенно указывающего на победу или поражение в борьбе ссилой земного тяготения (подъем, взлет или приземленность, падение). Иначе говоря, во всех этих словах содержится образ проявления энергии внешнего мира и еевлияние на человека — вертикальный энергетический конфликт. В этом конфликте, иэто находит свое отражение в«вертикальных» словах, человеку отведена роль постоянного преодоления.
Во всех словах, относящихся к трем этапам речевой вертикали, можно выделить обобщающую ихпостоянную эмоциональную окраску — внекотором роде постоянную составляющую.
В данном случае постоянной составляющей будет тот или иной подразумеваемый уровень на вертикали, который возник благодаря преодолению или подчинению силы тяжести и относительно которого существует определенная вертикальная деятельность.
Укаждого из нас постоянно присутствует две невидимые психологические вертикальные оси: внешняя и внутренняя.
Внешняя вертикаль асимметрична.. Она выходит вверх (изтемени) ивниз (между ног). Высота еепрактически бесконечна. Даже тогда, когда мынаходимся взакрытом помещении, она пронзает все потолки икрыши. Низ же ее,на каком бы уровне (этаже) мыне находились, всегда-у нас непосредственно под ногами. «Обратите внимание на то, что жест вниз ограничен (земля), а жест вверх не ограничен (небо); как великолепна философия: всякое падение предельно, всякий полет беспределен...» [6]. В этом высказывании С.М.Волконского, кроме замечательно верного наблюдения содержится итипичное заблуждение, так как ведущими ассоциациями верха иниза он считает небо иземлю. То, что они являются производными, мытолько что показали.
Где лежит граница между верхом инизом? Известно, что все расстояния, определяемые «на глаз», человек мысленно измеряет ют кончика своего носа (в этом случае результат измерений наиболее точен). Поэтому предположим, что верх —это все, что выше носа, а низ, соответственно, —все, что ниже. Выражения «задрать нос», «повесить нос», «держать нос по ветру» ясно указывают на основную точку отсчета.
«Нос —термометр страсти», —приводит это дельсартовское замечание С.М.Волконский {6].
Исходный уровень, расположенный на уровне кончика носа, есть знак своего Я. Любое знаковое движение головы как бы переносит это Я вту или иную сторону пространства.
Вежливый поклон при встрече — это знак, основанный на смещении относительно постоянной составляющей вниз. Гордо вски-
нутая голова — это знак, основанный на смещении относительно постоянной составляющей вверх.
Можно упасть на колени, униженно согнуть спину, стыдливо опустить глаза (или, наоборот, подпрыгнуть от радости, запрокинуться от хохота, закатить глаза вверх от восхищения) — здесь присутствует всего один знак низа (или, наоборот, верха), так как все они основаны на смещении по вертикальной оси относительно уже известной нам постоянной составляющей (своей или собеседника), а приведенный ряд лишь показывает его разную энергетику.
Такая вертикальная постоянная составляющая, не всегда явно обнаруживаемая в слове, вполне очевидна в вертикальной пантомимике.
Наличие в нашей речи ансамбля слов с вертикальной ассоциацией — это своеобразный перевод с языка, свойственного всему живому, языка тела. Мы уже говорили о том, что основой этого языка является конкретное действие в ином контексте и ставшее потому знаком.
Действия ребенка, направленные на преодоление силы тяжести как важный акт самоутверждения, а также проходящие по вертикали взаимоотношениями со взрослыми, со сверетниками, с младшими детьми и с предметами во время игр — все нашло свое отражение в нашем внеречевом визуальном языке общения.
Процесс формирования вертикальных ассоциаций не заканчивается в детстве, но продолжается в течение всей жизни на основе личного опыта, благодаря общественной памяти и на основе формирования современных нам ассоциаций. Комплекс таких ассоциаций постоянно обогащают произведения визуального искусства и литература. В качестве примера приведем ансамбль вертикально-векторных ассоциаций в стихотворении А.С.Пушкина:
«Я памятник себе ВОЗДВИГ нерукотворный, [ВЕРХ]
К нему не зарастет народная ТРОПА, [НИЗ]
Вознесся ВЫШЕ он главою непокорной
Александрийского столпа..
ВЕЛЕНЬЮ Божию, о муза, будь ПОСЛУШНА, [СНИЗУ-ВЕРХ]
Обиды не страшась, не требуя венца; [СНИЗУ-ВВЕРХ]
Хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО [НАРАВНЕ]
И не ОСПОРИВАЙ глупца». [СВЕРХУ-ВНИЗ]