Капризы филологии

Всякое знание есть знание того, что человек видит
в самом себе. Другой человек смотрит на то же самое
из своего угла. Третий смотрит откуда-то еще. Кто из
них ближе к истине? Вполне возможно, что истина не
имеет никакого отношения ко всем описаниям. Истина
молчалива, она не дается болтунам.

Для того чтобы овладеть языком символов, нужно
на время отказаться от языка идей и событий. Следует
покинуть место, где живут вещи и идеи, и пренебречь
идеями и вещами, и тогда в мареве оттенков и отзвуков
может возникнуть искомое знание. Но может и не воз-
никнуть. Символы скрытны и темны. Они лишь кажут-
ся простыми.

Изучать протоиранский язык нужно было осмотри-
тельно и вовсе не прямолинейно. Это мое ощущение
подтвердила и Клич, когда я поделился им с нею.

- Символы нельзя видеть старыми глазами. Нужно
вырастить себе новые глаза.

Я решил посоветоваться с Беней Сном и, конечно
же, с Каламом.


95 Архипелаг Макам

Калам сказал:

- Символы - это кирпичи мифа. Если вжиться
в миф, символы откроются изнутри. За ними стоит вся
история Вселенной, весь опыт прошлого и будущего.

Беня Сон сказал другое:

- Никто не знает, как обучиться протоиранскому
языку. Понимать и говорить на нем люди начинают
мгновенно. В Тахарате есть один человек, который мо-
жет вам в этом помочь. Главное - войти с ним в резо-
нанс.

В результате этих разговоров и размышлений я по-
нял следующее. Язык - это покров реальности, и, по
мере того, как покров этот истончается, реальность
просвечивает сквозь него такая, какая она есть. И тог-
да это уже не Иллюзион с богом-фокусником или бо-
гом-обманщиком, а Вселенная, наполненная смыслом
и созданная для решения определенной сверхзадачи.
Бог - это живая тайна и задача Вселенной. Близость
к Богу - это близость к той задаче, в решении которой
участвуют и былинка, и ящерка, и Солнечная система,
и человек. Наша главная забота - снять покровы, за-
крывающие эту тайну так, чтобы между нами и тайной
оставалась тончайшая кисея, то есть язык, ее уже поч-
ти не скрывающий. Такая преграда, которая тоньше ко-
журы финика, уже не преграда, а дверь. Вот что такое
протоиранский язык, который мне предстояло постичь.

Больше того, в пространстве этого языка исчезал
конфликт между богом-тираном, создавшим Вселенную
сна и воронку Времени, и Богом-по-ту-сторону-бога,
или, что то же самое, Ветром-по-ту-сторону-всех-вет-
ров, на который намекали великие визионеры прошлого
и настоящего. Этого конфликта, собственно, уже нет


Небесные селения




Архипелаг Макам


 


в санскрите, где каждый из богов занимает подобаю-
щее ему место. Он возник в страстном поле, созданном
древними семитскими языками и теми новыми наречи-
ями, на которые эти языки наложили свою печать.