Старые и новые мифы

Отправляясь в новое плавание, я взял на себя обет,
или «тахару», начать штурм протоиранского языка. Од-
нако я не имел ни малейшего представления, как мне


к этому делу подступиться. С одной стороны, не было
никаких ясных руководств или учебников, по которым
можно было его изучать. С другой стороны, я был пре-
дупрежден моими друзьями, что в последнее время
развелось огромное количество самозванцев и шарла-
танов, которые претендуют на статус учителей. Эти
учителя либо требуют от учеников за свою науку раб-
ского послушания и больших денег, либо забирают
у них то, что дороже всяких денег - их квинтэссенци-
альную сущность, источник их внутреннего света. Не-
которые из этих учителей ссылаются на скрытый ис-
точник знания, традицию преемственности, идущую от
Адама Кадмона, Вавилонской башни или египетских
пирамид. Ясно было, что на этот раз Клич и Калам ед-
ва ли могли быть для меня серьезными помощниками.
Когда-то каждый из них нашел свой ключ к решению
этой задачи, теперь мне предстояло сделать это по-
своему. Мои посещения Клеанфа и Евсегола могли
дать мне какую-то подсказку, однако я до сих пор не
видел ясно, какую.

Я проводил дни, вживаясь в старые мифы, пытаясь
через них разглядеть лицо Вселенной. Я верил, что эти
мифы были дверьми для выхода в иные измерения,
в высшие и низшие миры. Маленькая девочка находи-
ла под кустом целый мир с городами, королями, рыца-
рями и принцессами. Поднявшись на высокое дерево,
крестьянский сын попадал на небо и гулял там среди
небожителей. Другой сказочный герой проваливался
в колодец и оказывался среди обитателей подземных
глубин. Ветер, звезды, горы, моря и реки - все там бы-
ло иным, все говорило с людьми и друг с другом на но-
вом языке.


 


Небесные селения




Архипелаг Макам


 


Тысячу раз прав Евсегол, утверждающий, что се-
годняшнее состояние человека замыкает его в реаль-
ности, из которой для него нет выхода. Современный
человек не видит ничего за пределами своей тюрьмы
и не может сопротивляться разрушительным внеш-
ним силам. Мир для него непроницаем, а сам он раз-
дроблен и растерян. Его мысли и переживания слу-
чайны и фрагментарны, так что непонятно, что их
объединяет и на чем они держатся. Его реальностью
управляют анонимные законы и силы, неизвестно от-
куда берущиеся и куда ведущие. Он - раб внешнего
мира, и в то же время для него нет никакого мира,
а есть только различные версии его.

Где же найти ключ к сегодняшнему веку и его ми-
фу? А без такого ключа как разгадать собственную
судьбу? И что если у мифа, который я ищу, нет никако-
го сюжета - одна только хроматическая канва? Может
быть, именно это хотел сказать своей игрой на трубе
Клеанф - заклинатель змей?