Головокружительный мир герметических наук

В двадцать лет я открыл головокружительный мир
герметических наук. Оказалось, что я не один том-
люсь в неволе и мечтаю об освобождении: многие до
меня искали, а некоторые находили выход из беско-
нечного круга повторений. Я испытывал себя на раз-
ных путях, но так и не остановился ни на одном, ни
к кому не примкнул и остался свободным... Некото-
рые говорят, что это один из видов тупика, что нужно
найти хоть какую-нибудь тропинку и начать по ней
двигаться, что нельзя прийти к цели, стоя на одном ме-
сте, но я думаю, что все обстоит как раз наоборот:
ложные тропы никуда не ведут, а лишь создают види-
мость движения.

Я давно понял, что мой ум едва ли способен куда-
либо меня привести. Ум - это инстанция сомнительная,
снабжающая одинаково правдоподобными доводами
как «за», так и «против» любого положения. И потому
я не ищу ответа на вопрос, который занимал меня в мо-
лодости: можно ли сделать жизнь более осмыслен-
ной - я знаю, что мне это не под силу. Не верю я и
в «иной мир», куда я автоматически попаду после смер-
ти, как и в возможность сконструировать рай на земле.
Я верю только в то, что знаю, но даже и то, что я знаю,
я не в состоянии понимать.

Одну важную мысль я все-таки попытаюсь сфор-
мулировать. Если живешь определенным образом и не
занимаешься самовредительством, то можешь попасть
в особый поток совпадений, когда жизнь идет навстре-


чу твоим желаниям независимо от твоих усилий. Ты
как будто попадаешь в полосу везения, в пространст-
во почти абсолютной свободы. «Бог», или «космос», или
что-то еще, для чего я не знаю имени, начинают тебе
помогать. Только не нужно ничего для этого делать
и нарочито к этому стремиться. Нужно только «быть
верным самому себе», а что это значит, я знаю, но не
могу объяснить.

Это состояние точно описал Паскаль: «Я не знаю,
кто меня послал в мир, не знаю, что такое мир, не
знаю, что такое я сам; я в ужасном неведении всего-
что-ни-на-есть; я не знаю, что такое мое тело, что та-
кое мои чувства, моя душа и та самая часть меня са-
мого, которая думает то, что я говорю, которая раз-
мышляет обо всем и о себе самой и знает себя не
больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие
пространства Вселенной, заключающие меня в себе,
и я нахожу себя привязанным к одному углу этой об-
ширной протяженности, не зная, ни почему я поме-
щен именно в этом, а не другом месте, ни почему тот
крохотный отрезок времени, который отведен мне
для жизни, назначен мне именно в этой, а не в другой
точке вечности, предшествовавшей мне и следующей
за мной. Я вижу со всех сторон только бесконечнос-
ти, включающие меня в себя как тень, которая суще-
ствует одно короткое мгновение. Все, что я знаю, -
это то, что я должен скоро умереть, но чего я больше
всего не знаю - это сама смерть, которой мне не из-
бежать. Таково мое состояние, полное слабости и не-
уверенности».

Я не могу выразить это лучше него, и поэтому
я привел полностью его слова.



Небесные селения