Кудратские размышления

На другое утро мы с Каламом совершили самостоя-
тельную вылазку в город Кудрат. Клич и Никлич были
приглашены господином Опием в цирк, и поэтому на
прогулку с нами не пошли.

Мы побрели без определенного плана, присматри-
ваясь к архитектуре, прислушиваясь к речи прохожих.
Город напоминал улей: подобно пчелам, разлетающим-
ся по своим пчелиным делам, люди на улицах суетливо
разбегались в разные стороны. Это впечатление суе-
тливого бега контрастно оттенялось его монументаль-
ной архитектурой: огромными дворцами и арками,
казалось, построенными для иных величественных
и медлительных людей. Впрочем, были в нем и целые
кварталы бараков, заселенных болезненно взвинчен-
ными людьми, подобные тому, в какой поселил нас гос-
подин Опий.

Музеи в Кудрате были такие же грандиозные и тща-
тельно спланированные, как в Хале и Тахарате. Мы за-
шли в два из них: в Краеведческий и Универсальный,
и из каждого я извлек частицу своего прошлого, буду-
щего и настоящего. Калам объяснил мне, что музеи ар-
хипелага Макам организованы по принципу различных
уровней состояний: каждый уровень состояния слу-
жит ключом к соответствующему уровню понимания.
Поэтому у кудратцев фактически существует не одна,
а несколько картин Вселенной, и каждая картина явля-
ется частным случаем другой, более широкой. Обуче-
ние строится также по этому принципу: все уровни
знания доступны и лежат на поверхности, но человек,


135 Архипелаг Макам

достигший высокого состояния, имеет доступ к более
объемному и глубокому знанию.

Я, в частности, напомнил Каламу, что в средневе-
ковой схоластике говорится о Девяти небесах, окру-
жающих Землю: о небе Луны, Меркурия, Венеры,
Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, небе неподвиж-
ных звезд и кристальном небе, на котором находится
Перводвигатель. У Данте Небо, начиная с Земного
Рая, расположено на облаке над Чистилищем и пред-
ставляет собой архипелаг островов с их обитателями
и особыми порядками. И все это овевают ветры Выс-
шего Неба.

Продолжая разговор о ветрах, Калам сообщил мне,
что существует особый Гранатовый Ветер, который
переносит людей с одного острова на другой, и есть
Ветер Вселенной, объединяющий Небо, Чистилище
и Инферно. Что касается устройства самого Неба, то
он сказал, что остров Халь соответствует небу Юпите-
ра, Тахарат - небу Марса, Кудрат - Небу Меркурия,
а Курбат - небу Луны. В план моего путешествия, ска-
зал он, не входит посещение небес Венеры, Солнца
и Сатурна, а также Неба неподвижных звезд и крис-
тального Неба, а ему, Клич и Никличу не предписано
даже небо Луны.

- Как, - с отчаянием воскликнул я, - неужели мы
должны расстаться в Кудрате?

Мысль о возможном расставании с любимыми была
для меня столь тяжела, что я тотчас же отбросил ее.

- Все это может быть еще скорректировано. Нуж-
но только быть верными себе, - уклончиво отвечал Ка-
лам, и в глубине моего существа затеплилась робкая
надежда на чудо.


Небесные селения 136

Я не хотел думать о расставании с любимыми и пере-
стал об этом думать. Так мы не хотим думать о смерти.

Гуляя по Кудрату, мы беседовали с Каламом на про-
тоиранском языке, и я безмерно наслаждался его пла-
стикой и познавательными возможностями. Удиви-
тельно, сколько можно было сказать и услышать на
этом языке! Он был точен, фиксируя уровни и оттенки
состояний, а также описывая строение Вселенной, для
которого на обычных языках просто нет понятий. Ка-
кими скудными были все мои прежние представления
о Боге, о времени и о творении! Языки, на которых
я раньше говорил, были громоздкими и неуклюжими
в сравнении с протоиранским. Они проскальзывали
мимо сути вещей, ее почти не касаясь. И все же я по-
нимал: я вижу так ясно не потому, что владею протои-
ранским языком, а наоборот - я потому им владею, что
вижу теперь по-другому.

Вспоминая тяжелый кризис, который я пережил на
корабле «Саха» перед прибытием в Кудрат, я понимал,
какую важную роль он сыграл в моей трансформации.
Отчаяние, пережитое мной, было «схождением в ад»
с закрытыми глазами, откуда я все же смог вернуться.
Теперь мне предстояло овладеть силой и целеустрем-
ленностью, не омраченной сомнениями, для того, что-
бы ей подчинились обстоятельства моей личной судь-
бы для решения новых задач.

Как при подъеме в гору, вершина которой заманчи-
во рисуется вдалеке, каждый шаг требует от путника
полной отдачи и концентрации, так и мое движение
к Центру складывалось теперь из конкретных шагов.
Каждый шаг требовал от меня предельной концентра-


Архипелаг Макам

ции и полной отдачи без самоутраты, а постоянное
внимание к Центру могло только ослабить энергию
восхождения.