рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образование, просвещение и наука русского зарубежья.

Образование, просвещение и наука русского зарубежья. - раздел Искусство, Искусство Зарубежной России Русские Эмигранты Послереволюционной Попы Делали Все Возможное Для Сохранения...

Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и высшие учебные заведения, научные учреждения, книжные издательства, выходили русские газеты, журналы, альманахи, для детей организовывались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодежи. Большую просветительскую работу вела Русская православная церковь за рубежом.

В 20-е годы русские учебные заведения были открыты в Париже (Русское отделение при Парижском университете, Народный университет, Русская политехническая школа, преобразованная в Высших технический институт, Высшая школа социальных, политических и юридических наук, преобразованная затем во франко-русский институт, Православный богословский институт, Русская консерватория им. С. Рахманинова, Коммерческий институт), в Праге (русский юридический факультет при Карловом университете, Педагогический институт им. Я. Коменского, Курсы техников путей сообщения, Институт сельскохозяйственной кооперации, Институт коммерческих знаний, Русский народный свободный университет); в Харбине (Экономическо-юридические курсы, преобразованные затем в Юридический факультет, Политехнический техникум, преобразованный в Политехнический институт, Институт восточных и коммерческих наук, Педагогический институт, Высшая богословская школа, Высшая медицинская школа).

Духовно-патриотическим ориентиром для всех русских изгнанников служила, военная эмиграция. Военная культура зарубежья представляла собой совокупность военной организации, военной науки и образования, венной печати, собственно культурной военной сферы.

Военные организации, первоначально состоявшие из нескольких военно-поселенческих лагерей на Балканах, в последствии оформились в целый ряд союзов и объединений. Самой крупной организацией был Русский общевоинский союз (РОВС), объединявший в себе большинство более мелких союзов и групп. С 1927 по 1940 г. в Париже и Белграде функционировали высшие военно-научные курсы генерала Н. Головина. В эти же годы существовала сеть военных училищ (в основном в европейских странах); в Югославии действовали кадетские корпуса. Воинство эмиграции хранило традиции русской армии, соблюдало ритуалы. Во многих странах ревнители русской военной истории устраивали музеи, библиотеки и собрания военных реликвий.

Помимо заботы об образовании порастающего поколения русская эмиграция вела большую просветительскую работу, которая выражалась в обширной издательской деятельности. Печаталась масса журналов, книг, газет, сборников. Только с 1918 по 1932 г. выходило 1005 русских эмигрантских изданий. До 1970 г. за пределами России выходило 2230 периодических изданий, печатавшихся на, русском языке.

Из эмигрантских издательств, которых насчитывалось более 100, следует выделить следующие. Издательство ИМКА-ПРЕСС в Париже помимо художественной литературы издало почти все вышедшие за рубежом крупные работы русских мыслителей. Издательство имени Чехова в Нью-Йорке вело активную деятельность в течение послевоенного периода. Наиболее значительным в последнее время было издательство «Посев».

Большим культурным событием в зарубежной России был отмечавшийся с 1925 г. день рождения А.С. Пушкина. Этот праздник проходил как «День русской культуры». К нему готовились литературные альманахи, специальные выпуски журналов и газет, спектакли, проводились научные конференции.

Благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся за рубежом, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва, от родной почвы.

Значительную часть эмигрантов «первой волны» составляли русские ученые, представители всех научных направлений. Авторитет эмигрировавших отечественных ученых в мировом научном сообщества, был очень высок. Многие из них возглавили кафедры в университетах Западной Европы, научные лаборатории и отделы в научно-исследовательских учреждениях, были избраны членами многих академий. Так, византолог А.Н. Грабарь стал членом Австрийской, Болгарской, Датской, Норвежской, Сербской, Американской академий и академии Великобритании.

Наиболее крупным научным центром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже. Один из отделов в нем с 1922 по 1952 г. возглавлял С.Н. Виноградский - один из создателей новой отрасли в биологии - агробиологии. Здесь же работали многие ученики И. Мечникова А. Безредка, А. Манухин, С. Метальников и другие русские ученые, всего 18 человек.

Свыше 60 русских профессоров в разные годы читали лекции на различных факультетах Парижского университета. Директором Аэродинамического института Парижского университета стал русский ученый Л.П. Рябушинский. Дмитрий Павлович Рябушинский организовал в Париже Общество охранения русский культурных ценностей за рубежом, которое провело огромную работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив тем самым их распыление по различным каналам.

Значителен вклад отечественных ученых-эмигрантов в развитие мировой астронавтики и авиации. Председателем первого Международного конгрессы по астронавтике был избран русский ученый Александр Ананов. За рубежом после революции оказались почти все выдающиеся отечественные авиаконструкторы. Среди выехавших был и родоначальник мирового вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский, а также Северский, Кудлаенко, Баранов, Грязнов, Бодянский, Джунковский, 3ахарченко и другие авиаинженеры. Сикорский был избран председателем правления Толстовского фонда, который оказывал материальную поддержку многим деятелям отечественной культуры. Одним из создателей телевидения стал В.К. Зворыкин, изобретший первую передающую телевизионную трубку.

Получили признание и известность не только представители технических и естественных наук, но и гуманитарии. Признанным авторитетом в социологии стал Питирим Александрович Сорокин. С его теорией культурных типов (чувственного, идеационального и идеалистического) мы уже знакомы. Не менее известно имя другого русского социолога - Николая Сергеевича Тимашева - одного из создателей социологии права. В Гарвардском университете в 1927 г. возглавил преподавание русской истории М. Карпович, под руководством которого сформировалось несколько поколений американских специалистов по истории России.

Общая цифра всех русских научных работников, оказавшихся за рубежи после второй мировой войны, составляет около тысячи человек. Библиография трудов, изданных за рубежом отечественными учеными, насчитывает более 13 тысяч работ. Трое отечественных ученых-эмигрантов были удостоены Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С. С. Кузнец в 1971 и В. Леонтьев в 1973 г. по экономике.

Особое место в мировой науке занимает русская философия. Творения отечественных мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философской культуры, который начался на рубеже XIX и XX столетий. Следует сказать, что эмиграция спасла отечественную философию от уничтожения в 30-е годы. Именно за рубежом после 1930 г. были созданы и изданы большинство из лучших работ Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Франка и многие другие труды русских философов.

Проблема истоков русской революции в научном наследии эмиграции 20-30-х годов занимала ведущее место. Можно выделить два направления эмигрантской мысли в оценке причин событий 1917 г. Первое, наиболее традиционное, опиралось на антиевропоцентристские схемы славянофилов. Так, Н. Трубецкой, П. Савицкий, А. Карташев объявляли основной причиной революции внешних фактор европейское влияние, разрушившее, по их мнению, единство системы ценностей в России.

Представители второго направления, Н. Бердяев, В. Зеньковский, Ф. Степун, П. Струве, Л. Карсавин, концентрировали внимание на внутренних факторах. На первый план они выдвигали следующие аспекты: разрыв государства и общества, слабость церкви как религиозно-политического института, своеобразие русской религиозности (мессианизм). В отличие от России Европа ими воспринималась как модель цивилизации, сумевшей выработать механизм саморегуляции и самоохранения социально-политической структуры и культурных традиций. Это направление представляется весьма перспективным в отношении развития культурологического анализа.

Большинство русских философов признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого склада умонастроений российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания ее как способа решения социальных противоречий и проблем. Русские мыслители доказывали порочность попыток претворения утопии в жизнь, невозможность реального земного воплощения идеалов, как бы привлекательны они не были. По их мнению, невозможно уничтожить зло путем уничтожения носителей зла, ибо никакая перемена внешних условий жизни неспособна изменить сознание людей, которое зависит от внутреннего состояния души. Только постоянное, ежедневное преодоление зла в себе способно утвердить добро в отношениях между людьми. Как писал С. Франк, даже малое, но доброе дело сегодня гораздо важнее и значительнее, чем подготовка себя к великому подвигу завтра и примирение при этом с хотя бы малым злом сегодня во имя торжества добра и справедливости завтра.

Духовное наследие русского зарубежья нельзя представить без весьма любопытного явления общественной мысли, каким было евразийство. Это движение было основано Н. Трубецким, Г. Флоровским, П. Савицким и П. Сувчанским публикацией в Софии в 1921 г. сборника статей под названием «Исход к востоку». Евразийцы сочетали в себе идеалы славянофильства XIX в. с верой в создание новой культуры, которая объединит Европу и Азию. Они призывали к борьбе человечества против губительного «кошмара» всеобщей европеизации. Ответственность за безудержное проникновение в Россию романо-германской культуры возлагалась на ее агента - русскую интеллигенцию. Европейской культуре противопоставлялась равносильная ей евразийская культура.

Заявив о Евразии как особом субконтиненте, состоящем из отломанной от Европы Европейской России и исключенной из Азии России Азиатской, они придали понятию «Евразия» не только географический, но и культурно-исторический смысл. Евразийцы имели и политическую платформу. Они выступали за создание Евразийской партии в СССР вытеснение ею ВКП (б) с политической арены, овладение государственным аппаратом, проведение крупномасштабных экономических преобразований, в том числе введение «государственно-частной собственности».

Нужно оказать, что в середине 20-х годов даже была оформлена евразийская партия. Однако во второй половине 20-х годов в результате размежевания евразийцев и проникновения в движение агентов ГПУ (операция «Трест») начинается разложение евразийской организации, которое привело к упадку движения в 30-е годы.

Кризис большевистского плана построения нового общества посредством политики военного коммунизма и переход к нэпу дали импульс поискам российскими философами «третьего пути» развития страны. Одним из вариантов таких стремлений части эмиграции стал сборник «Смена вех», а затем и последующие сменовеховские издания. Мы уже говорили об этом направлении русской общественной мысли при изучении предыдущей темы. Следует подчеркнуть, что идеи и практическая деятельность сменовеховцев объективно способствовали укреплению власти большевиков, усиливая в среде эмигрантов примиренческие настроения и побуждая интеллигенцию к сотрудничеству с советским режимом. Большая часть общественно-политических течений российской диаспоры враждебно относилась к сменовеховцам.

Многие из отечественных мыслителей писали не только философские, но и богословские труды, осмысливая роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире. Они старались показать значение религиозных истин для просветления и умиротворения человеческой души. Процессорами Православного богословского института в Париже были С. Булгаков, Л. Зандер, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, Г. Флоровский. Здесь же неоднократно выступал с лекциями и С. Франк.

Религиозно окрашенная русская философская мысль оказала определенное влияние и на западноевропейскую мысль. Исследования по истории русской философии показали тесную взаимосвязь русской философии с другими сферами духовного творчества, особенно с художественной культурой. Это было неоднократно проиллюстрировано исследованиями творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других русских писателей и поэтов, ставивших в своем творчестве философские проблемы. Философские идеи рождались и в самой художественной культуре русской эмиграции, что убедительно демонстрировалось Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и другими писателями.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство Зарубежной России

Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного... Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе На родине напротив об этом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образование, просвещение и наука русского зарубежья.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русское зарубежье
Русская эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVI в. князь Андрей Курбский был вынужден бежать в Литву, и отправлял из Ливонии возмущенные письма Ивану Грозному. Вынужден был уехать с родины

Искусство Зарубежной России.
  Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и музыканты-исполнители, русские оперные, бале

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги