РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

XVII век — один из самых сложных периодов в русской истории. Недаром его называли «бунташное время».К 1611 году состояние Русского государства было критическим, собственно, и говорить о существовании государства можно было лишь условно. По договору 4 февраля 1610 года, который был заключен между польским королем Сигизмундом и московским посольством, королевич Владислав должен был занять после принятия православия Московский престол. Летом 1610 года московское правительство признало Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету.

В Кремле сидит польский гарнизон, армия польского короля осаждала Смоленск, земли Новгорода оккупировали шведы. Попытавшиеся было освободить Москву войска Первого земского ополчения рассорились друг с другом, а его вождь рязанский дворянин Прокопий Ляпунов убит… По всей стране бродили отряды поляков, наемников, казаков, местных «воров», опустошая и без того разоренную русскую землю, святотатствовали и убивали, сжигали монастыри.Через великие испытания к очищению и возрождению шла Русь. И итог известен – объединенные войска Первого и Второго земских ополчений под командованием князя Дмитрия Пожарского и князя Дмитрия Трубецкого освободили столицу, отстояли страну и веру православную, и фактически восстановили русскую государственность. Трудно представить, что было бы с Россией, если бы не этот подвиг народа.

На престол взошел Михаил Романов.У жителей Московского государства после Смуты велико было стремление возвратиться к прежнему порядку, «к старине», «как при прежних Государях бывало». Имя Михаила Романова хоть и косвенно, но могло олицетворять такую преемственность. Это и была в 1613 году главная объединяющая идея, фундамент, позволивший достичь относительного замирения после стольких лет междоусобной борьбы. Заканчивалась междоусобица, но не окончилась Смута: завершится она лишь в 1618 году.

Это также время больших перемен в русской церкви. Деятельность патриарха Никона вызвала раскол среди верующих.

XVII век является периодом быстрого развития древнерусской культуры, но и в тоже время был веком её завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое впоследствии найдёт своё выражение в реформах Петра I. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчётливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации).

В живописи XVII века можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого: Андрея Рублёва и Дионисия – «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве.

Иконы «Годуновской» школы