Символика внешних архитектурных форм.

Верх храма – это основание-барабан, которое иногда называют "трибун", или "шея", и глава, состоящая из "луковицы" (или "маковицы") и креста.

Крест – главный христианский символ – символ самого Христа и крестного пути.

Русский православный крест имеет свои особенности – он восьмиконечный (Приложение 20). К прямоугольному изображению креста сверху добавлена малая перекладина в память дощечки, прибитой к кресту Христову, на которой было написано: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Скошенное подножие креста – символ "мерила праведного". Находясь между двумя распятыми разбойниками, подножие обозначало перекладину весов страшного суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием "благоразумного разбойника", – поднят вверх, вознося его в рай. Тем самым символически выделялось значение покаяния как пути к спасению.

Однозначного ответа на вопрос, что означает фигура в форме полумесяца на храмовом кресте, нет (Приложение 21). Существуют следующие версии. Это изображение якоря, распространенного в раннем христианстве как символа спасения. Другое толкование: Христос, символизируемый крестом, рожден Марией, символизируемой полумесяцем. Это толкование восходит к словам Откровения Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее Луна" (Откровение Иоанна Богослова 12, 1). Еще одна идея: полумесяц – это знак победы над мусульманством. Другие аналогии этой формы можно найти в подвесных цатах, украшающих иконы (цата – старинное русское украшение на икону из золота или серебра в виде дуги). Они были символами царской и великокняжеской власти ("полумесяц" – древний государственный знак Византии, который был взят как официальная эмблема Османской империи после взятия турками Константинополя в 1453 г.). По этой версии, цата
на кресте – символ Иисуса Христа как царя.

Древнерусский храм завершается главой луковичной формы. Если круглый византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католического храма выражает стремление души ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом. Е. Трубецкой писал: "При взгляде
на Иван Великий кажется, что мы имеем перед собой как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвой". Интересно, что термин "глава" ("голова") однокоренной со словом "головня", "главня", которое в древнерусском языке означает "факел".

Образом свечи или факела предстает глава древнерусского храма, она в своей идее не закрывает храм, а открывает его в небо.

Многоглавие храмов – количество куполов (глав) на храме – тоже имеет свое значение.

Одна глава – знаменует единство Бога.

Две главы – соответствует двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы – знаменует Святую Троицу.

Четыре главы – обозначают четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав – обозначают Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав – знаменуют семь таинств церкви, семь даров святого духа, семь вселенских соборов.

Девять глав – связаны с образом Богородицы как царицы небесной церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав – могут быть знамением апокалиптического видения Престола Св. Троицы и двадцати четырех Старцев (Отк. 11, 15–18) или обозначать похвалу Богородице (25 стихов древнейшего акафиста[5] Богородице) – в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

В XVI в. в русской архитектуре возникает новое явление – шатровый храм(Приложение 14, 15).

Шатер, возносящий ввысь главу с крестом – символ Богородицы – царицы церкви. Шатер – в плане восьмигранник, образует форму, сходную
с восьмиконечной звездой, помещаемой трижды над мафории Богородицы и часто употребляемой в церковном искусстве отдельно в качестве ее символа.

Над входом в храм или несколько в стороне от него помещается колокольня.

Медленный звон в самый большой колокол называется благовест. Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или литургией. Радостный мелодичный звон всех колоколов, называемый трезвоном, совершается в праздничные дни. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.

Звон колоколов – это не просто гонг, созывающий людей в церковь,
а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней. Колокольный звон – своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть.