ХАЗАРАТ АМИР КХУСРО.

Период после “Сангит Ратнакар”, т. е. конец 13 - начало 14 века, рассматривается как период расцвета и развития музыки. Однако, в тоже самое время произошло великое политическое событие. Моголы полностью разрушили Девгири Империю Ядавов. Это принесло большие изменения в культуре. Сильнее и шире стало чувствоваться влияние мусульманской культуры. В индийскую музыку пришли Пхарас Рааг. Королевство Дели перешло в руки Аллауддина Кхилзи, и наряду с этим начала развиваться музыка.

 

Любая информация об Индийской Музыке будет неполной без упоминании имени Хазарат Амир Кхусро. Его знает каждый любитель музыки. По родословной он был турком, но родился в Патияли в индийском штате Уттар Прадеш в 1253 году, известном как Монинпур или Моминабад. Его имя было Абул Хасан Яминуддин Кхусро, но позднее он стал известен как Амир Кхусро. В последующем течении музыкальной информации и знаний Амир Кхусро выделяется как Гималаи, как Небожитель. Он был много вещей в одном. Сегодня одна фраза очень обычна в употреблении “Институт одного человека”. Это выражение очень точно подходит Хазарат Амир Кхусро. Он был музыкантом исполнителем своего собственного класса, и он остался вечным студентом в музыке. Он принёс с собой огромный запас музыкальных знаний. Он сделал сравнительное изучение Индийской, Арабской и Персидской Музыки. Он использовал Рааги Зилаб, Сазгири, Сарпарда, Яман, Раат ки Пурия, Барари, Тоди , Пурви и др. В те дни Дхрупад Дхамар был единственным стилем представления. Но Кхусро Сахиб открыл для широкого использования Кхайял, Кавали, Газал, Тарана и Кхамаса. Он открыл Талы такие как: Зумра, Ада Чаутал, Сурфакта, Пашто, Фурдост, Савари. Он изобрёл два музыкальных инструмента: Ситар и Табла. Табла – детище исключительно Кхусро. Для этого он был вынужден разрезать популярный в то время инструмент Мриданг на два. Это была трансформация. Мриданг и Табла неотличимы друг от друга, не считая внешней формы.

Изменения не столько структурные, сколько музыкальные.

 

Несомненно, для вас будет сюрпризом то, что этот человек был министром штата, ведь это чисто административный пост. Другой сюрприз – это то, что все эти вещи происходили, когда Могольским Императором был Аллауддин Кхилзи. Кхусро Сахиб был человеком с открытым умом и широким сердцем. Его открытость была такого большого достоинства, что, что бы он ни знал, выходило и становилось достоянием всего общества. Даже сегодня то, что делают Индийские Музыканты, исходит от него. Музыкальные сокровища не остались запертыми в его уме, они бурлили и кипели там и очень естественно и легко выходили наружу. Личное достояние стало общественной собственностью. Это уникально само по себе. Это есть его великое обязательство перед Индийской музыкой, самый памятный и вечный долг.

 

Кхусро Сахиб также рассматривается как живой пример того, как распространяется исскуство. Когда Аллауддин Кхилзи продвинулся со своей могущественной армией на Юг, Кхусро сопровождал его. В этом военном приключении Кхусро остался артистом, музыкантом. Там он встретился и общался с одним из Южных учёных музыкантов исполнителей – Гопалом Найяком. Они были одинаково велики в их исскустве музыки. Но Кхусро может быть назван более великим в том смысле, что у него не было обычной зависти, которую артист питает к другому артисту. Зависть никогда не была чертой характера Кхусро. Кхусро оценил величие и ценность Гопала Найяка. Он привёл его ко двору Аллауддина Кхилзи. Они много выступали вместе. Известно, что у них было музыкальное соревнование – Джугал Банди – в самом лучшем смысле этого слова. Два великих артиста сошлись вместе, и исскуство начало течь и шириться. Это очень редкое и исключительное явление. Гопал Найяк в свою очередь также создал несколько новых Рааг и бандишей.