ТРЕНИРОВКА ГОЛОСА И КУЛЬТУРА ПЕНИЯ

Старинная поговорка очень популярная среди музыкантов гласит, что человек, которому в прошлой жизни была дана слеза (жемчужина) сострадания и милосердия, награждается в следующей жизни мелодичным голосом. Вариации возможны. Насколько правдиво это поверие - неизвестно, но определённо, тот, кто награждён прекрасным голосом без сомнения счастливый.

 

Голос – природный инструмент, который не нуждается ни в какой внешней поддержке, чтобы проявить себя, вот почему вокальная музыка является высшей формой из всех изящных искусств. Уже много было написано о физическом аспекте звука, и о том, как он производится – созданием вибраций в определённой части горла, но то, что делает звук проявлением музыки на ментальном плане, есть совершенно отличный аспект. Этот аспект музыки очень глубоко изучался. Великий суфий святой музыкант Хазрат Инайян Кхан так описывал мистическую тайну звука : «Когда дух хочет выразить себя голосом, он сначала вызывает активность в мозге, ум посредством мыслей передаёт тонкие вибрации на ментальные планы. Это в свою очередь развивается и идёт дальше, как дыхание через области живота, лёгких, горла, рта и носовых органов (придаточных пазух), заставляя воздух вибрировать, пока эти вибрации не проявятся снаружи как голос».

Всё это было сказано к тому, что звук, проявляемый посредством голоса, имеет отношение к уму. Таким образом, тренировка физического голоса, чтобы придать глубокое, Небесное значение метафизическому и эмоциональному аспекту музыки, как искусству, есть тренировка самого ума.

 

В этой главе рассматривается техника тренировки физического голоса. Как для постройки высотного здания необходим прочный фундамент, так и тренировкой голоса правильным образом и в нужном направлении необходимо заложить фундамент будущего развития музыки. Для систематической тренировки и развития голоса важно учитывать: время, позу, тип голоса, контроль дыхания (силу).

 

Раннее утро наилучшее время для тренировки голоса, потому что чистый ум и тело может вынести напряжение трудной и энергичной практики.

Занятия на пустой желудок помогают легче контролировать дыхание.

Правильная поза помогает циркуляции воздуха в лёгких, что очищает слизь в этой области и, во-вторых, позволяет произносить более чистый тон, что позволяет голосу резонировать. Необходимо сидеть прямо, без наклона вперёд или назад.

Нужно сделать несколько глубоких вдохов, пока не откроется голос, и не очистятся лёгкие.

Пение натуральным открытым голосом, без какого-либо давления на голосовые связки, развивает голос правильным образом, подходящим для Индийской музыки.

Контроль дыхания происходит естественно по мере практики. Дыхание не должно быть шумным, и звук музыкальной фразы не должен прерываться.

Древними и современными музыкантами большое значение придавалось «ХАРДЖ САДХАНЕ» – пропеванию ключевой ноты и тоники «S» и других нот в нижней октаве. Этот тип практики развивает тональное качество голоса и улучшает выносливость и жизненную ёмкость лёгких.

Тренировка голоса производится шаг за шагом постепенно.

Танпура должна быть прекрасно настроена на одну высоту, которая варьируется в зависимости от голоса. Глубокие голоса мужчин певцов имеют низкую тональность, пронзительные голоса женщин певцов более высокие. Постоянная (и регулярная) настройка струн танпуры будет удерживать голос на правильной высоте.

Для начала нужно петь ноту «S» чистым открытым голосом на одном дыхании настолько долго, сколько звук может продолжаться без дрожания.

После этого второй шаг – пропевание других нот в нижней октаве таким же образом. Для начала пропеваются только обычные ноты в нисходящей (Аварохе) и восходящей (Арохе) последовательности. Это зависит от того, как много нот каждый может пропеть в нижней октаве, это зависит от диапазона голоса, но голосовые способности без сомнения увеличиваются при регулярной практике. Сначала ноты пропеваются Саргам, т.е. названия: Са Ни Дха Па затем в Аакар – только звук гласной, например: А-А.

Когда чистые ноты улучшаются, нужно отработать комал и тивра (бемоль и диез) таким же образом. Для этого очень подходит гамма Бхайрави (RGDN) или Яман (M`).

Ежедневно полчаса должно быть посвящено Кхарадж Садхане, но никто не должен заниматься этим больше часа за один присест. После занятий советуем горячее питьё – молоко с ложкой мёда. Холодное питьё или вода запрещены, потому что это отрицательно влияет на голосовые связки.

Вечер – лучшее время для занятий техникой, для улучшения скорости. Это не значит, что не нужно заниматься тренировкой техники утром.

После того, как голос улучшится, установится, время посвященное Кхардж Садхане может быть уменьшено, минимизировано.

 

Для начинающего существенно заниматься упражнениями по системе Аланкаар: сначала нижняя, потом средняя и верхняя октава начиная с основного тона Sа, пропевается в медленном темпе вся гамма, следуя правилам Кхардж Садханы, т.е. каждая нота пропевается чистым открытым натуральным голосом. Нота тянется настолько долго, пока голос не начнёт дрожать, после чего пение нужно остановить на минуту или две. Но нужно постараться, чтобы продолжительность звука была максимально возможной.

Затем поющий увеличивает темп, что называют второй скоростью. Она вдвое быстрей медленного темпа: гамма делится на две части (для лёгкости дыхания): т.е. S R G M – на одном дыхании, а P D N S* - на другом. Но звук не должен прерываться, и дыхание не должно быть шумным.

Третий шаг – пропеть всю восходящую гамму за одно дыхание и нисходящую за другое. Это должно быть сделано в два раза быстрее, чем вторая скорость.

Четвёртый шаг – пропеть всю гамму / и за одно дыхание. Увеличение скорости поможет сохранять дыхание, т.е. большее количество нот можно пропеть за одно дыхание.

 

Пропевая ноты верхней октавы (выше S) не надо напрягать голосовые связки без необходимости, это может испортить голос. Повышая звук от ноты к ноте голос должен повышаться постепенно, это позволяет развивать голос естественно. Насколько выше или ниже может распространяться голос зависит от диапазона. Обычно это 4-5 нот нижней октавы, средняя октава и 4-5 нот верхней октаве. При регулярной и целеустремлённой тренировке диапазон обычного голоса может быть расширен. Диапазон глубоких голосов больше в нижней октаве. Певцы Дхрупад культивируют такой голос для поддержки серьёзности стиля. Пронзительный голос распространяется больше в верхней октаве.

 

Это вступление к дальнейшему занятию музыкой. Хорошо поставленный голос как ценная жемчужина, которая может утратить свой блеск, но не свою цену. После небольшой полировки она снова ярко засияет. Таким же образом голос начинает звучать по-другому, когда им не пользуются, но после небольшой практики он возвращается с обновлённой силой и красотой.

 

КУЛЬТУРА ГОЛОСА – в Индийской музыке несколько отличается от Западной. Основополагающий принцип в Индийской Музыке – естественное качество голоса. Чем ближе к естественному, тем более мелодичным и магическим он является. Термин «Культура голоса» – это термин обозначает культивирование и развитие голоса, чтобы сделать его более чистым и гибким, для выражения различных чувств. В Индийской музыке голоса не лимитированы по высоте как на Западе: Сопрано, Баритон, Тенор и др.

Бхарат Муни в Натья Шастре описал 9 настроений драматического искусства, которые окрашены Нава Расас (девятью состояниями). Раги также отражают эти настроения, которые передаются голосом. Мы не имеем технических делений голоса, так как благодаря соответствующей тренировке и практике голос становится очень гибким и подходящим для выражения любой эмоции. Один и тот же голос может быть мягким, громким, нежным, сильным, безмятежным и меланхоличным; может выражать различные оттенки эмоций. Ноты, интервалы, техники, стиль и Раги также могут развивать голос согласно их требованиям. Например, согласно древним музыкантам, ноты подходят для выражения определённой эмоции: S и R – для любви и смеха,

N и G – для героизма, возмущения, удивления и сострадания,

М и P – для мира и покоя.

Имена шрути отражают их настроения, и когда они используются в Аалапе или мелодических орнаментах они выражают определённое настроение. Н-р: «G» в Милан Мальхар, «D» в Раге Дарбари, «N» в Раге Тоди – всегда не Свар, а отличная от фиксированной ноты шрути, которое придаёт определённое качество голосу. Каждая техника нуждается в определённом качестве тона, который различен для Гамак и Минда, Кан и Кхатака, Дхрупада и Кхайяла/Бхаджана, Тхумри и Газала.

Знаменитый вокалист Пандит Омкар Натх Тхакур развил свой голос до такой степени, что каждое чувство говорило само за себя. Это не было искусственно, он тренировал и развивал свой естественный голос, что он стал очень чистый и гибкий. Развитие голоса в Индийской Музыке более трудное в каком-то смысле, так как пение искусственным или фальшивым голосом не принимается. Так голос должен развиваться в такой манере, чтобы он подходил для выражения любых настроений, техник и стилей.

 

Физический аспект Культуры Голоса зависит от языка, касающегося различных точек во рту и степени раскрытия или закрытия губ, чтобы произнести те или иные звуки. Эти звуки с варьирующими тонами, выражают различные эмоции.

 

Два классических стиля Дхайял и Дхрупад требуют различной тренировки и развития голоса. Так как Дхрупад серьёзная форма, для его исполнения требуется глубокий, резонирующий голос, который с самого начала и развивается соответственно. Но позднее имеется масса возможностей для развития голоса в системе Дхрупад, потому что после начального Аалапа и Джора более важным становится ритм и техника.

Кхайял – форма, служащая украшением. В этом стиле больше возможностей для творчества. Более широкие возможности для выражения эмоций. Кхайял требует выразительного голоса, поэтому голос развивается по-другому, чем в Дхрупад. Певцы Кхайял подходят для пения других «лёгких» форм Классической Музыки, как Тхумри, Бхаджан и др., которые требуют более лёгкого, тонкого, чистого, гибкого и искусного голоса, что соответствует их эмоциональному характеру.

 

Суммируя всё это, можно сделать заключение, что культура голоса в Индийской музыке (не говоря о технике), есть интеллектуальное развитие и очищение голоса, для выражения тонких чувств в музыке.