Жанровые особенности инвенции

 

Первоначальная версия двухголосных инвенций под названием «preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф. Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы, И. С. Бах назвал их «инвенциями». Какова причина такого переименования?

«Invention - риторическая категория, обозначавшая в учении об ораторском искусстве раздел «Об изобретении». Близость законов «искусства о красноречии» и законов музыкальной композиции хорошо известна и подробно исследована. В частности, в термине «invention подчеркиваются такие значения, как «открытие», «изобретение», «нововведение». Жанр инвенции известен в музыке с 1555 года (К. Жанекен).

Свидетельством интереса И. С. Баха к этому жанру может быть тот факт, что он собственноручно переписал цикл инвенций для скрипки соло Ф. А. Бонпорти (1713 г.). В инвенции «виделся жанр открытия или нового в старом, или нового задания, или новой техники. Инвенция таила некую загадку, нечто чудесное, забавное, странное и причудливое, а равно - искусное, ловкое, хитроумное, умелое, изощренное и мастерское. Инвенция была частью «поэтики чудесного». В инвенциях ставились задачи и отгадывались загадки, задачи поучительные и загадки забавные. Научить и найти - эти дидактические и занимательные цели, обострявшие природные способности остроумного ума, всячески подчеркивались» [5, с. 46-47].

Об этом свойстве жанра пишет в своей работе В. Голованов: «Само наименование цикла - инвенции - надо понимать как загадки, которые Бах давал разгадать своим ученикам» [3, с. 85-86]. Ф. Бузони в предисловии к редакции инвенций писал: «Художник в своем творении следовал хорошо продуманному плану.... В каждой отдельной комбинации скрыта своя тайна и свой определенный смысл» [3, с. 10].

Из наследия Б. Л. Яворского известно, что он анализировал инвенции с точки зрения содержащихся в них мотивов-символов и музыкально-риторических фигур [10]. Его блестящий анализ «Трехголосной синфонии a-moll» открывает педагогические принципы и намерения И. С. Баха. В этой пьесе Бах учит своих учеников, как музыкальными средствами комментировать протестантский хорал «Христос лежал в пеленах смерти». Мы попробуем разгадать загадку инвенции B-dur и понять, какую задачу Бах поставил здесь перед учениками.

[61]

Общая композиция инвенции такова:

инвенция состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы-коды. Всего она содержит 20 тактов:

• экспозиция - 8 тактов (с 1 по 8),

• разработка - 7,5 тактов (с 9 по 16),

• реприза-кода - 4,5 такта (с 16 по 20).

Отсутствие кратности тактовых построений приводит к интересной симметрии внутренней композиции инвенции. Каждая ее часть имеет разделы, в которых обнаруживается своя симметрия.

Экспозицияпредставляет собой двукратное проведение темы с разделяющими эти проведения связующими построениями (такты 4 - 5). Тактовые соотношения 3 + 2 + 3 имеют сходящуюся симметрию: сумма их числа - 6, деленная на число тактов связующего проведения - 2, дает снова 3.

Разработка состоит также из трех разделов или полифонических комплексов. Они четко разделены по фактурному и полифоническому принципам. Ее тактовые соотношения 3 + 2 + 2,5 имеют внутреннюю симметрию: (3 + 2) / 2,5 = 2, что повторяет число тактов среднего раздела разработки. Последний раздел разработки (такты 14 - 15,5) завершает ее и в то же время выполняет функцию предъикта к репризе.

Реприза-кода представляет собой два тесно слитых раздела (такты 16-19 и 19-20). Тактовое соотношение: 3 / 1.5 = 2.

Таким образом, внутренняя симметрия цикла 3:2:2 образует число 322, имеющее числовой корень 7 - «Трон Господень». Кроме того, 322 = 14 х 23 (BACH x J. BACH). Это указывает на активную личную позицию Баха, предстоящего перед Троном Господним.