Тема № 7. ЖАНР АНТИУТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.ЗАМЯТИНА И

В. НАБОКОВА (2 часа)

План:

1. Утопия и возникновение антиутопии.

2. Е.Замятин: творческая судьба.

3. Проблематика и художественное своеобразие романа Е.Замятина «Мы»:

· Охарактеризуйте образ главных действующих лиц. По какому принципу строится портрет персонажа в романе? Попытайтесь узнать героя романа по одной детали внешнего облика: «улыбка-укус», «пухлая складочка на запястье», «раздувающиеся жабры», «лохматые руки».

· Каково значение в романе следующих понятий: Зеленая Стена, Древний Дом, хлеб, цветы, газовый Колокол, Единое Государство, литургия, юнифа, числовая Стрижаль? Как они соотносятся друг с другом? Почему противостояние Единого Государства и мира за Зеленой Стеной подчеркивает автор через определенные реалии? Есть ли жизненные аналоги этим реалиям?

· В чем драматизм изображения строителя Интеграла Д-503? Как соединяет автор условность и психологизм? Национальный колорит образа. Объясните, что дает автору передача повествования от лица главного героя. Какими способами писатель высказывает свое отношение к происходящему?

· Каково значение мифологических параллелей в сюжетно- композиционной организации романа? Приведите примеры использования мифа в романе.

· Какое произведение «древней» литературы признано в Едином Государстве образцовым? Почему? Какие книги являются обязательными для прочтения в Едином Государстве? Какие жанры представлены в литературе Единого Государства?

· В чем для Д-503 состоит смысловое (а не цифровое) различие между 4 и 1? К каким сферам человеческого сознания связана в романе математическая символика?

· Как объясняет автор понятие «революция»? Каково значение «Записи 39» для раскрытия философской идеи романа?

· Какому «древнему» празднику соответствует День Единогласия в Едином Государстве? В какой роли выступает в нем Благодетель? Как переосмысляется значение «древних» празднеств в утопическом мире «Стеклянного рая»?

· «Впишите» роман «Мы» в литературу 1920-30-х гг. и проследите его влияние на одно из следующих произведений мировой литературы: «О, дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла, «Час быка» И. Ефремова, романы братьев Стругацких.

4. «Приглашение на казнь» Владимира Набокова как антиутопия:

· Охарактеризуйте главных действующих лиц. Какие персонажи из произведений русской классики представлены в повествовании? На какие конкретные черты характера делает акцент автор? Почему?

· Что означают развивающиеся на глазах у читателя персонажи- марионетки: Родион – Роман Виссарионович – Родриг Иванович; адвокат–прокурор – близнецы по протоколу, братья Марфиньки – близнецы по рождению и т. д.? В чем философский смысл двойничества?

· Принцип зеркальности обязателен для всех. Почему непрозрачность Цинцината заметили не сразу? Кто это сделал и почему?

· Какова специфика категории времени в романе «Приглашение на казнь»?

· Проанализируйте сцену казни Цинцината. Каков ее философский смысл?

5. На основе сделанного анализа двух вышеназванных произведений сформулируйте признаки антиутопической литературы.

Литература:

1) Арсентьева Н. А. Становление антиутопического жанра в русской литературе / Н. А. Арсентьева. – М.: МПГУ, 1993.

2) Ланин Б. Русские антиутопии ХХ века / Б. Ланин, М. Боришанская. – М.: Наука, 1994. – 247 с.

3) Социокультурные утопии ХХ века. Реферативный сборник. Вып. 6. – М.: АН СССР ИНИОН, 1988. – 200 с.