Реферат Курсовая Конспект
ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ - Самостоятельная Работа, раздел Искусство, Семестр 9 ...
|
Тема № 5.«Я ХОЧУ БЫТЬ ПОНЯТ МОЕЙ СТРАНОЙ»: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема № 10. ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ТВОРЧЕСТВО
Самостоятельная работа
1) Индивидуальное собеседование по прочитанным текстам
2) Технический минимум (обязательный для КАЖДОГО) групповое собеседование:
-Собеседование по творчеству М. Горького («Жизнь Клима Самгина», «Дело Артамоновых», «Васса Железнова» (оба варианта), «Несвоевременные мысли», «Мои университеты» (3 неделя);
Собеседование по творчеству М. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы» (4 неделя);
Минимум наизусть (по 1 стихотворению С. Есенин, А. Ахматова, А. Блока, В. Маяковского, у Б. Пастернака (отрывок в 200 слов из романа «Доктор Живаго») и М. Булгакова (отрывок в 200 слов из романа «Мастер и Маргарита»)+ 1 по выбору : ВСЕГО 7)– 5-6 недели
Собеседование по творчеству В. Маяковского («Клоп», «Баня») – 7 неделя
3) Коллоквиумы (9 и 10 недели)
Тема рассматривается на основе подготовки докладов в минигруппах (2 – 3 студента); проверка знаний происходит на основе полученных остальнымичленами коллектива, не участвующими в разработке вопроса
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование
Рубежный контроль (входящий 8 неделя)
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1
1. «Перевал» - это
a. Художественно – публицистический журнал;
b. Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей;
c. Альманах «Серапионовых братьев».
2. Самой массовой литературно-художественной и просветительской организацией начала 1920-х годов считался:
a. Пролеткульт;
b. ВАПП;
c. «Перевал».
3. «Перевальцы» отстаивали принцип:
a. Крайнего рационализма, ультраклассовости искусства;
b. Искренности эстетической культуры, гуманизма искусства;
c. Общечеловеческих ценностей в противовес классовым.
4. Поэма Александра Блока «Двенадцать»:
a. Апофеоз революции;
b. Злая ирония, сатира на современную поэту действительность;
c. Произведение, отразившее в символах реальную действительность.
5. Николай Гумилев был:
a. Русским поэтом – философом;
b. Главой отечественного футуризма;
c. Талантливым русским драматургом.
6. Персонажами пьесы В. Маяковского «Баня» являются:
a. Товарищ Моментальников, мадам Мезальянсова;
b. Зоя Березкина, Розалия Ренессанс;
c. Товарищ Костров, Лили Брик.
7. Дискуссию о «живом человеке» в литературе затеяли:
a. РАПП и «Перевал»;
b. Символисты и «реалисты»;
c. «Серапионовы братья» и «Перевал».
8. «О политике партии в области художественной литературы» - это:
a. Доклад А. Луначарского;
b. Резолюция ЦК РКП (б), повлиявшая на всю литературную жизнь страны;
c. Декларация ЛЕФа.
9. «Железный поток» - роман:
a. Артема Веселого;
b. А. Фадеева;
c. А. Серафимовича.
10. Юрий Тынянов был:
a. Родственником В. Каверина;
b. Писателем и литературным критиком;
c. Членом литературной группы «Серапионовы братья».
11.«Бег» был написан:
a. В. Кавериным;
b. К. Фединым;
c. М. Булгаковым.
12. Павел Власов:
a. Псевдоним Дм. Фурманова;
b. Второстепенный поэт большевистского толка;
c. Герой одного из произведений М. Горького.
13. Какое произведение М. Горького послеоктябрьского периода более семидесяти лет было под строжайшим запретом?
a. «Жизнь Клима Самгина»;
b. «Дело Артамоновых»;
c. «Несвоевременные мысли».
14. «Хождение по мукам» - это
a. Метафора;
b. Роман – эпопея А. Н. Толстого;
c. Повесть Бориса Пильняка.
15. Произведения «Разгром» А. Фадеева, «Котлован» А. Платонова, «Белая гвардия» М. Булгакова объединяет
a. Общая идея;
b. Тема «народ и революция»;
c. Ничто не объединяет.
16. «Разгром» А. Фадеева – это
a. Социально-психологический роман;
b. Реалистическо-романтическое произведение;
c. Произведение просветительского реализма.
17. «Мастер и Маргарита» - это
a. Сатирический роман;
b. Сложное многоплановое произведение, отражающее реальную жизнь и вековую борьбу идей;
c. Реалистический роман.
18. Главного героя цикла рассказов И. Бабеля «Конармия» зовут
a. Павел Власов;
b. Кирилл Лютов;
c. Афонька Бида.
19. Романом-эпопеей можно назвать произведение
a. М. Шолохова «Тихий Дон»;
b. А. Н. Толстого «Хождение по мукам»;
c. И. Бабель «Конармия».
20. Какую поэму А. Твардовского можно считать анализом действительности и расчетом с прошлым?
a. «Василий Теркин»;
b. «За далью – даль»,
c. «По праву памяти».
Вариант 2
1. Что такое покой в понимании автора романа «Мастер и Маргарита»?
a. Промежуточная инстанция между раем и адом;
b. Чистая совесть человека, не отягощенного муками стыда;
c. Промежуточная инстанция между раем и адом, где находят приют люди с чистой совестью, пострадавшие в реальной жизни, но нагрешившие, поэтому не удостоенные рая.
2. «Я убит подо Ржевом» - стихотворение
a. А. Твардовского;
b. Д. Самойлова;
c. О. Мандельштама.
3. Реквием – это поэма
a. А. Ахматовой;
b. С. Смирнова,
c. Р. Рождественского.
4. Наибольшим по объему произведением о Великой Отечественной войне является
a. Роман К. Симонова «Живые и мертвые»;
b. Незаконченное повествование М. Шолохова «Она сражались за Родину»;
c. Роман-эпопея В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
5. «Поэма Горы» и «Поэма Конца» - это
a. Произведения А. Ахматовой;
b. Лирико-трагическая дилогия М. Цветаевой;
c. Незавершенные произведения А. Твардовского.
6. Андрей Платонов – это
a. Псевдоним известного прозаика;
b. Герой романа М.Булгакова;
c. Поэт 1940-х годов.
7. Дуняша – это
a. Героиня романа М.Шолохова;
b. Псевдоним одной из поэтесс 1920-х годов;
c. Название рассказа А.Платонова.
8. «Производственный роман» – это
a. Произведение Ф. Гладкова;
b. Термин литературы советского периода;
c. Основное направление в прозе 1940 – х годов в России.
9. Являются ли антиутопиями
a. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака;
b. «Чевенгур» А. Платонова, «Анна Снегина» С. Есенина;
c. «Приглашение на казнь» В. Набокова, «Мы» Е. Замятина.
10. В чем выразилось участие Петра в романе А.Н. Толстого в создании российского корабля «Крепость»?
a. В целовании кувалды;
b. В заточке якорей;
c. В наваривании лап на якорь.
11. Какую деталь автор романа «Мы» особо подчеркивает в характере главного героя
a. Улыбочка – укус;
b. Лохматые руки;
c. Пухлая складочка на запястье.
12. Кого современные литературоведы в романе А. Платонова «Котлован» характеризуют как «советского Робина Гуда»:
a. Жачева;
b. Сафронова;
c. Чиклина.
13. Писатели – эмигранты
a. В. Ходасевич, В. Набоков, Б. Зайцев;
b. М. Горький, В. Маяковский, С. Есенин;
c. А. Н. Толстой, Д. Бедный, Ф. Гладков.
14. Доктор Живаго
a. Автор стихов в романе Пастернака;
b. Главный герой романа Б. Пастернака;
c. Псевдоним Б. Пастернака.
15. Эпиграфом произведения В. Набокова «Машенька» являются строки
a. «О, русская земля»;
b. «Переходя улицу, оглянись по сторонам»;
c. «…Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь…» (А. С. Пушкин).
16. Примером переделки человека в горниле революции, по мнению автор романа «Разгром», является
a. Мечик;
b. Левинсон;
c. Морозко.
17. «Преподобный Сергий Радонежский» - произведение
a. И. Шмелева;
b. Б. Зайцев;
c. И. Бунин.
18. Представителями новокрестьянской поэзии являются
a. Н. Клюев, С. Клычков;
b. С. Есенин, Н. Асеев;
c. С. Городецкий, А. Ахматов.
19. Когда состоялся Первый съезд Пролетарских писателей, на котором было объявлено о существовании и принципах нового литературного метода – социалистического реализма?
a. В 1930;
b. В 1932;
c. В 1934.
20. Назовите произведение, которое считается автобиографией М. Горького
a. «В людях»;
b. «Дело Артамоновых»;
c. «Жизнь Клима Самгина».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Оценка «отлично» – не менее 85 %;
«хорошо» - не менее 70 %;
«удовлетворительно» - не менее 50%
«неудовлетворительно» - менее 50%.
Итоговый контроль: экзамен.
Примерная тематика вопросов к экзамену
1. Теория «серебряного века» русской литературы: границы, течения, представители. Судьба поэтов «серебряного века» после Октябрьской революции (2-3 автора по выбору). Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.
2. Влияние эстетической системы В. Соловьева на стихотворное наследие А. Блока. Послереволюционный период творчества поэта: противоречия и современное прочтение. Проанализировать избранное стихотворение при его декламации.
3. Исторические судьбы России в художественном сознании А. Блока и С. Есенина. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ двух стихотворений авторов.
4. Христианские мотивы в поэме А. Блока «Двенадцать» и в стихотворении С. Есенина «Инония».
5. Сущность и цели объединения новокрестьянских поэтов. Трансформация образа Родины на примере поэмы Н. Клюева «Погорельщина» и «маленьких поэм» С. Есенина («Русь», «Русь советская», «Русь уходящая»). Прочитать отрывок из предложенных произведений наизусть.
6. Поэма «Черный человек» как отражение психологического состояния автора и общества. Загадка гибели С. А. Есенина.
7. Эпическое и лирическое начала в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Особенности воссоздания образа лирического героя. Литературная критика 1920 - 30-х годов о творчестве поэта.
8. Сущность восприятия революции С. Есениным и В. Маяковским: общее и частное в понимании происходящего. Историко-литературоведческие комментарии к стихотворениям С. Есенина «Письмо Женщине» и В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». Одно прочитать наизусть.
9. Традиции и новаторство в сатирических произведениях В. Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»). Особенности стихосложения и перспективы реформирования театрального искусства в понимании В.Маяковского.
10. Определения и сущность любви в поэзии В. Маяковского (произведения по выбору). Филологический анализ продекламированного наизусть отрывка.
11. Понимание социального заказа и его воплощение в творчестве представителей поэзии 1920 - 1930-х годов (Д. Бедного, М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого и др.). Характеристика творчества одного поэта по выбору. Прочитать стихотворение наизусть.
12. Литературные группировки 1920 - 30-х годов. Сущность и отличительные черты Лефа, конструктивистов, пролеткульта, «серапионовых братьев» и др. Политика государства в области литературы («О политике партии в области литературы», «О перестройке литературно-художественных организаций»).
13. Понимание М. Горьким революции. Идеалистические представления и объективная реальность в «Несвоевременных мыслях» автора.
14. Социально-исторический и философский аспекты романа М. Горького «Дело Артамоновых». Виды правды и теория возвратности зла в произведении.
15. Циклизация пьес М. Горького 1930-х годов. Способы циклизации.
16. Две редакции М. Горького «Вассы Железновой»: сходства и различия. Причины обращения автора к дореволюционным темам.
17. Сущность самгинщины как социального явления русского общества рубежа веков (по роману-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина»)
18. Принципы отражения действительности в романе-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Революция и революционеры на страницах произведения.
19. Исторические события и способы типизации действительности в романе-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина».
20. Роман-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» как «движущаяся панорама десятилетий».
21. Нравственно-психологические проблемы и их художественное воплощение в прозе о революции и гражданской войне (И. Бабель, А. Серафимович, Б. Пильняк, Б. Пастернак, А. Фадеев, М. Шолохов и др.) Анализ 2-3 произведений по выбору.
22. И. А. Бунин – представитель первого потока эмиграции. Противоречивость оценки революционных событий в его «Окаянных днях». Знание творчества И. А. Бунина для формирования эмигрантской литературы.
23. Нравственно-религиозные искания Б. Зайцева и И. Шмелева и их отражение в произведениях авторов. Анализ двух произведений по выбору.
24. Поиски идеального человека в романе А. Фадеева «Разгром». Эволюция характеров главных героев.
25. Общественная и литературная деятельность А. Фадеева. Причины самоубийства.
26. Героико-романтическое начало в изображении гражданской войны и революции в произведениях А. Фадеева «Разгром», Н. Островского «Как закалялась сталь», М. Шолохова «Донские рассказы». Сравнительно-сопоставительный анализ произведений, литературно-культурологический комментарий к характерам главных героев.
27. Стилевые особенности романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Преемственность сюжетной реализации повествования.
28. Новая экономическая политика в изображении И. Ильфа и Е. Петрова (произведение по выбору). Приемы комического.
29. Приемы изображения комического в повествовании Н. Тэффи, А. Аверченко, М. Зощенко, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова (анализ творчества писателей по выбору)
30. Проблематика и художественное своеобразие романа Е. Замятина «Мы». Значение произведения для мировой литературы ХХ века.
31. Значение мифологических параллелей в сюжетно-композиционной организации романа-антиутопии Е. Замятина «Мы».
32. Теория и практика антикниги в творчестве В. Набокова (на примере романа «Приглашение на казнь»)
33. Идеальное общество в изображении В. Набокова и Е. Замятина: теория антиутопии и практика литературных расхождений.
34. Литературная маска в трансформации литературного пространства. «Машенька» В. Набокова как «самое русское произведение» автора.
35. Тема двух реальностей в поэтическом и прозаическом наследии В. Набокова.
36. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опасности бюрократизма.
37. Идея строительства общепролетарского дома в повести А. Платонова «Котлован». Значение образа Насти для понимания основной идеи произведения.
38. Классовое и общечеловеческое как основа коллизии романа А. Платонова «Чевенгур».
39. Образ «маленького человека» в русской литературе первой трети ХХ века (осторожный человек в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», Алоизий Магарыч в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», желтоглазый мужик в повести А. Платонова «Котлован» и т.п.). Значение второстепенного персонажа для реализации идейно-композиционного замысла писателя.
40. Социальный, исторический и биографический контексты романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
41. Образ лирического героя. Противоречивость трактовки образа Лары в контексте интерпретационных возможностей в пределах текстовой реализации героини. Место стихотворного цикла в композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Прочитать наизусть стихотворение.
42. Художественные особенности создания характеров главных героев в пьесах М.Булгакова «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и др. (по выбору).
43. Социальный контекст и приемы изображения действительности в произведениях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Смысл названия указанных текстов. Биографическое в сатирической фантастике.
44. Воланд как носитель справедливого зла. Значение эпиграфа для понимания образа (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
45. Принципиально разные подходы к анализу романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности композиционно-сюжетной реализации произведения.
46. Сатира и юмор в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Значение триад для реализации замысла писателя.
47. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как попытка создания авторской Библии. Противоречивость повествования. Обоснование автором теории Добра и Зла.
48. Общая характеристика литературы русского Зарубежья. Система взглядов представителей современного литературоведения по данному вопросу.
49. Значение первого Всесоюзного съезда советских писателей для развития русской литературы. Теория социалистического реализма и споры вокруг метода в литературоведении середины 1980 - начала 1990-х годов.
50. Литература «первых пятилеток» (Н. Островский «Как закалялась сталь», В. Катаев «Время, вперед!», А. Малышкин «Люди из захолустья», Ф. Гладков «Цемент» и т.д.) и ее значение для развития русской литературы 1930 - 40- годов. Анализ одного произведения по выбору.
51. Развитие исторического жанра в советской литературе («Петр Первый» А. Толстого, «Степан Разин» А. Чапыгина, «Смерть Вазир-Мухтара, «Пушкин Ю. Тынянова ). Историзм повествования.
52. Биографический роман и его художественные особенности (на примере произведений Б. Зайцева / «Жуковский», «Тургенев», «Чехов» / и Ю. Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара». Анализ двух произведений по выбору.
53. Поиски в области повествовательных форм А. Н. Толстого. Исторические события и исторические характеры. Батальные сцены в романе «Петр Первый».
54. Хроника эпохи в трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Смысл названия трилогии и ее частей. Доминанты характеров Кати и Даши. Специфика эволюции взглядов героинь.
55. Причины эмиграции А. Н. Толстого и специфика его взглядов на революцию. Своеобразие изображения исторических событий в произведениях автора
56. Особенности сюжетно-композиционной организации повествования М. А. Шолохова (на примере «Донских рассказов). Причины продолжения цикла. Место в творчестве писателя «Судьбы человека».
57. Путь исканий Григория Мелехова. Типичное и индивидуальное в изображении героев романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
58. «Любовь – истина, неподвластная разуму» / М.А. Шолохов. Женские образы в повествовании писателя.
59. Тема коллективизации в творчестве М. А. Шолохова. Виды психологического параллелизма в повествовании.
60. «Шолоховский вопрос» в русском литературоведении. Аргументировать свою позицию.
СЕМЕСТР 10
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема № 8. ОБРАЗЦЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Итоговый контроль: экзамен.
Примерная тематика вопросов к экзамену
61. Понятие «современная русская литература»: особенности трактовки и специфика содержания.
62. Значение творческой деятельности А. Т. Твардовского для развития русской литературы второй половины ХХ века. Прочитать отрывок из поэмы «Василий Теркин» («По праву памяти) наизусть.
63. Темы, проблемы, идеи в произведениях «шестидесятников» (на примере гражданских мотивов и пафоса обновления в сборниках и поэмах А.Вознесенского «Антимиры» /1964/, Е.Евтушенко «Нежность» /1962/, «Братская ГЭС» /1964/, Р.Рождественского «Реквием» /1963/, Б.Ахмадулиной «Струна» /1961/, Я.Смелякова «День России» /1963/). Анализ двух произведений по выбору. Прочитать отрывок наизусть.
64. Поэты военного поколения о человеке и для человека (К.Ваншенкин, Д.Самойлов, Ю.Друнина, Э.Асадов и др.) Лейтмотив творчества и центр лирических переживаний. Прочитать наизусть одно из стихотворений при анализе эволюции творчества автора.
65. Теория и практика «окопной литературы». Дать аксиологический комментарий к тексту по выбору (В.Астафьев «Прокляты и убиты», В.Закруткин «Матерь человеческая», Б.Васильев «Завтра была война», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).
66. Героико-романтическая линия в литературе о Великой Отечественной войне (А.Фадеев «Молодая гвардия», К.Симонов «Живые и мертвые», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Э.Казакевич «Звезда», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» и т.п.) Проанализировать два произведения по выбору.
67. «Лейтенантская» проза и ее значение для развития русской литературы ХХ века. Трансформация позиции выбора в произведениях Ю.Бондарева «Горячий снег», «Берег», «Непротивление».
68. Осмысление причинно-обстоятельственного фактора в романах-характеристиках о Великой Отечественной войне (В.Распутин «Живи и помни», В.Астафьев «Пастух и пастушка», К.Воробьев «Это мы, Господи» - по выбору).
69. Дискуссионность формы и содержания в повествовании о Великой Отечественной войне (на примере романа-оратории С.Алексиевич «У войны неженское лицо» или одного из произведений В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», «Иванькиада»).
70. Антилагерная поэзия Ю.Домбровского, В.Шаламова, А.Жигулина в системе литературного развития 1960-90-х годов. Прочитать наизусть стихотворения двух авторов.
71. Осмысление трагедии народа в период тоталитаризма в произведениях репрессированных авторов (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг», В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Рыбаков «Дети Арбата» и др.). Проанализировать два произведения по выбору.
72. Пространственно-временной аспект в повествовании А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». История создания и споры о жанрово-видовой принадлежности произведения.
73. «Раковый корпус» и «Матренин двор» А.Солженицына как срез состояния современного общества.
74. «Деревенская проза» как особое явление в русской литературе 1960-80-х годов ХХ в. Споры вокруг «секретарской прозы». Произвести сопоставительный анализ судеб главных героев в романах-хрониках Ф.Абрамова «Пряслины», В.Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестой», Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Иванова «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», П.Проскурина «Судьба», «Имя твое». (Два-три произведения по выбору).
75. Особенности повествовательной системы В.Шукшина (на примере анализа двух-трех рассказов). «Чудики» как центр философской концепции автора.
76. Сатирическая сказка-притча В.Шукшина «До третьих петухов»: возможность толкования сюжета. Роман В.Орлова «Альтист Данилов» как аналог сказки.
77. Специфические черты и структурно-композиционные особенности натурфилософской прозы. «Русский лес» Л.М.Леонова как образец философского повествования. Символика в романе.
78. Видение прекрасного М. М. Пришвиным. Натурфилософское начало рассказов писателя.
79. Авторская модель мира в системе осмысления нравственно-экологического кризиса эпохи. В.Распутин «Прощание с Матерой» («Пожар») и В.Астафьев «Царь-рыба»: сравнительно-сопоставительная характеристика писательских концепций.
80. Категория семьи в повествовании В.Астафьева (на примере произведений «Людочка», «Печальный детектив»). Авторские выводы и предложения.
81. Философские элементы бытовой и психологической прозы в произведениях В.Распутина 1990-2000-х гг. («В ту же землю», «Женский разговор», «Изба» и др.) Цикличность творчества автора.
82. «Городские» повести Ю.Трифонова: реализация личности в системе бытовых отношений. Смысл названия произведений, вошедших в сборник «Московские повести».
83. Условность деления поэзии 1960-70-х годов на «громкую» и «тихую» лирику. Эволюция творческого стиля Н.М. Рубцова. Способы реализации лирического героя. Прочитать стихотворение наизусть.
84. Дискуссии о социалистическом реализме 1980-90-х годов. Этапы развития явления и способы решения проблемы. Схематизм метода.
85. Диспуты о теории воспитания в русской литературе ХХ века (А.Макаренко «Педагогическая поэма», Л.Кассиль «Республика Шкид», В.Тендряков «Шестьдесят свечей», «Расплата»). Практические советы по материалам одного из художественных текстов.
86. Специфика исторического жанра. Творчество В.С. Пикуля: многоаспектность линий, особенности авторских комментариев и трактовок (на примере одного-двух произведений).
87. Военный синдром и его влияние на развитие общества (С. Алексиевич «Цинковые мальчики», О. Ермаков «Афганские рассказы», И. Пустынин «Афганец», Б. Горбовский «Чеченский узел», А. Иванов «Вход в плен бесплатный», В. Николаев «Живый в помощи» - два произведения по выбору).
88. Отражение современного состояния вооруженных сил в произведениях С. Каледина «Стройбат» и Ю.Козлова «Геополитический романс». Натурализм и психологизм в изображении ситуации нравственного выбора.
89. Соотношение общечеловеческого и национального в современной литературе: в авторской позиции, проблематике, типе повествования (на примере творчества Ч. Айтматова)
90. Особенности сюжетно-композиционной организации повествования В. Пелевина («Жизнь насекомых», «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation "П"» - по выбору). Теория и практика симулякра.
91. Влияние современных СМИ на художественную литературу. Интернет-литература в современной культурной парадигме. «Шлем ужаса» В.Пелевина как образец сетературы.
92. Социально-конкретное, национальное и вечное в рассказах В. Дегтева. Сборник «Русская душа» как авторская концепция соборности.
93. Народно-сказовые традиции в произведениях В. Крупина. Сатира и юмор в произведениях «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Слава Богу за все».
94. Религиозная проза в поисках нравственного совершенства. Пути современника к вере в произведениях В. Николаева «Живый в помощи», А. Трапезникова «Царские врата», «Похождение проклятых» (анализ одного произведения по выбору).
95. Гипотеза о постреализме. Натурализм и художественная типизация в произведении В. Маканина «Кавказский пленный».
96. Противостояние детского мира и мира взрослых в повестях А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
97. Многообразие русской лирики конца ХХ века. Литературные школы, течения, направления. Охарактеризовать творчество одного представителя, проследив особенности его стихосложения.
98. «Лианозовская школа» русской поэзии. Андеграунд как литературное и социальное явление. Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.
99. Основные изменения в развитии лирического рода литературы на современном этапе. Лирический герой поэзии последних лет, его взаимодействия с лирическим сюжетом в творчестве следующих второв: И.А. Бродский, С.В. Викулов, А.А. Вознесенский, А.Д. Дементьев, Е.А. Евтушенко, Р.Ф.Казакова, Б. Кенжеев, Т. Кибиров, Ю.П.Кузнецов, Н.Н.Матвеева, А.П.Межиров, О.Г. Митяев, Ю.П. Мориц, Д.А. Пригов, Е.Б. Рейн, Р.И. Рождественский, Л.С. Рубинштейн, Г.В. Сапгир, О.А. Седакова, В.А. Соснора, Н.И. Тряпкин, Б. А. Чичибабин, Е.А. Шварц (анализ двух произведений по выбору).
100. Правомерность выделения женской прозы. Нарратив как суть нравственно-эмоционального мира героини в произведениях Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л.Улицкой, Н. Катерли, В. Токаревой, Г. Щербаковой (творчество одного автора по выбору).
101. Хронотоп в современной литературе: особенности проявления, виды в романе А. Битова «Пушкинский дом».
102. Исповедальность как форма отражения современной жизни в произведениях Е. Гришковца. Эссеизм как свойство композиции повести «Реки».
103. Общее представление и реальное бытование душевной сути в русской постмодернистской прозе (на примере произведений В. Маканина, Вен. Ерофеева, Вик. Ерофеева и др.) Анализ произведения по выбору. Постмодернистская терминология.
104. Жанр антиутопии в современной русской прозе (М. Попов «Ванечка», В. Козлов «Одиночество вещей», Т. Толстая «Кысь», В. Войнович «Москва 2042»): традиции и новаторство, специфика смысла и подтекст. Анализ двух произведений по выбору.
105. Ремифологические тенденции современного повествования. От классического внедрения мифа /Ч.Айтматов «Плаха», «Буранный полустанок», «Вечная невеста»/ к современной интерпретации мифологемы /Л.Улицкая «Медея и ее дети», Л. Петрушевская «Медея», «Как Пенелопа»/.
106. Библейские мотивы в современной прозе (Л.Бородин «Ловушка для Адама», В. Попов «Евангелие Магдалины» и др.). Проанализировать одно произведение по выбору.
107. Театр А.Вампилова: сущность явлений и характеров. Способы детализации в произведениях.
108. Особенности развития драматургии 1960-х годов. Нравственно-эмоциональная схема столкновения характеров в драмах В.С. Розова и А.М.Володина. Анализ двух произведений по выбору.
109. Инвариант и вариант в современной русской драматургии. Особенности трактовки (А. Арбузов) и интерпретация созданного шедевра (Б. Акунин).
110. Драматургия «новой волны». Смещение акцентов и особенности структурно-семантического фона в драмах Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» и Н.Садур «Чудная».
111. Творчество И.Бродского: от «Петербургской школы» к ассоциативному стиху. Прочитать и проанализировать одно стихотворение.
112. «Верный Руслан» Г. Владимова и «Зона» С. Довлатова как образцы эмигрантской литературы. Специфика изображения благополучия / неблагополучия русского общества.
113. Поэма Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» как книга путешествия. Оценка современной критикой творчества Вен. Ерофеева.
114. «Московская сага» В. Аксенова как семейная хроника. Специфика изображения исторических событий. Любовная канва произведения.
115. Творчество Б. Акунина в контексте представления о массовой литературе. Диалог с классическим произведением в жанре детектива (Б. Акунин «Ф М»).
116. Гротесковый характер повествовательной системы условно-метафорической прозы (А. Ким «Поселок кентавров» или любое другое произведение)
117. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведениях В. Распутина 1990 – 2000 -х годов.
118. Кодекс семьи в последних произведениях В. Астафьева.
119. Жанровые модификации русского романа второй половины ХХ века (на примере трех произведений по выбору).
120. Специфика взглядов П. Проскурина на жизнь страны в романе «Судьба». «Имя твое», «Отречение» как продолжение истории героев.
– Конец работы –
Используемые теги: Творчество, поэтов, серебряного, века, после, Октябрьской, революции0.09
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов