Особенности онлайновых информационных ресурсов

Особенности онлайновых информационных ресурсов. Онлайновые информационные ресурсы довольно проблематично описать по классическим критериям — таким, как периодичность издания, объемы передаваемой информации, география ее распространения, поскольку эти понятия неприменимы к интернету.

Периодичность издания, например, может быть и ежеминутной, да и само понятие «периодичность» в данном случае имеет неоднозначное значение. Под ним можно понимать как обычное добавление новости, так и полное обновление всех рубрик ресурса.

Понятия «география распространения» в интернете и вовсе не существует, т.к. сайты доступны практически в любой точке мира, в то время как традиционные СМИ «привязаны» к конкретному географическому месту (например, локальная газета, радиостанция). В то же время онлайновые информационные ресурсы обладают рядом специфических качеств, которые нельзя найти у традиционных СМИ. Среди них исследователи М. Лукина и И. Фомичева выделяют интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, оперативность, доступность, неограниченный объем и др. [18, с. 48]. Интерактивность.

Хотя в печатных СМИ пока никто не отменял письма и пресс-анкеты как формы общения со своим читателем, более молодые СМИ успешно используют другие формы интерактивности (двустороннего взаимодействия с читателем): например, на радио и телевидении сегодня весьма популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения с аудиторией.

Коммуникация в интернете подразумевает возможность активного взаимодействия между редакцией и читателем. Интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса можно разделить на четыре разновидности: 1. от одного — к одному (письма в редакцию по электронной почте); 2. от одного — к многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо); 3. от многих — к одному (когда пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн-конференции); 4. от многих ко многим (участие в форуме). В отличие от традиционных СМИ, в онлайновых информационных ресурсах двустороннее общение между редакцией и читателями разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета» — «почта», или «радио» — «телефон», а «интернет» — «интернет». На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения — электронными письмами, чатами, форумами.

В связи с этим у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения.

Возможность вступить в контакт с публикой в интернете помогает журналистам подробнее узнавать социальные потребности аудитории, а значит, приблизиться к удовлетворению ее запросов.

Кроме того, журналист может сознательно вовлекать аудиторию в информационный обмен, для получения необходимых данных. К примеру, портал tut.by нередко включает в статьи комментарии своих пользователей, оставленные на форумах, а зачастую просит откликнуться очевидцев какого-либо события, участников конфликта и т.п. К элементам интерактивности относят и такие сервисы, как «Оценка материала», «Голосование», которое обычно состоит из вопроса и вариантов ответа, сервиса «Задать вопрос», где пользователь может обратиться в редакцию за помощью в какой-либо проблеме, «Форма для отправки пользовательского контента», позволяющая пользователю отправить редакции текстовое сообщение или мультимедийные файлы [16, с. 147]. Гипертекст.

Гипертекстовая природа — основа интернета и его уникальное свойство, которое помогает связать различные веб-страницы с помощью гиперссылок и тем самым дает возможность пользователю получить более полную информацию о событии.

Гипертекстные связи зачастую рассматривают как технический элемент веб-дизайна, как источник информации и характеристику контента [18, с. 72]. Гиперссылки могут быть контекстуальными и тематическими, внутренними и внешними. Контекстуальные ссылки ведут на различные новости об одном и том же событии (например, подробности землетрясения, интервью с сейсмологами и пр.) Тематические ссылки будут указывать на материалы на похожие события, но произошедшие в другом месте и/ или в другое время (напр материалы о землетрясениях в других странах). Внешние гиперссылки ведут на другие сайты, внутренние — на материалы в пределах одного ресурса.

Мультимедийность — это возможность использования на веб-странице различных видов информации — текстовой, графической, аудиовизуальной. Включение в веб-страницы аудио- и видеоинформации уже стало обычной практикой. В интернете нередко создаются онлайн-радиостанции, специализирующиеся на узкой тематике, поскольку вещание в сети намного дешевле покупки эфирных диапазонов.

Как уже отмечалось ранее, использование в информационных ресурсах мультимедиа делает информацию более доступной для восприятия пользователями, а зачастую подтверждает ее достоверность. Оперативность. В отличие от других каналов передачи информации, сеть дает возможность публиковать новость мгновенно, как только она появилась. Однако некоторые исследователи считают, что оперативность становится по-настоящему востребованной лишь во время острых кризисов, происшествий, важных событий, т.е. несколько раз в год [20, с. 20]. Архив. Интернет предлагает неограниченный объем памяти и возможность архивировать более старую информацию, превращать ее в базу данных с возможностью легкого поиска и открытия необходимых документов.

Такая возможность позволяет внедрять такие сервисы, как, например, календарь культурных мероприятий, справочники, электронные консультанты и др. Неограниченный объем. В то время как печатные СМИ ограничены объемом выпуска, телепередача ограничена временем, на сайте издания можно разместить неограниченное количество текстового и графического материала.

Это увеличивает как количество опубликованных новостей, так охват целевой аудитории. Доступность. Сетевое издание можно прочитать из любой точки земного шара, для этого необходим только компьютер с доступом в интернет. Пуховичскую газету может увидеть житель любой страны. Помешать этому может разве что языковой барьер.

Индивидуальный прием информации. Когда телевизоры еще были редкостью, их смотрели семьями, а иногда и целыми деревнями, в наши дни появление пульта и растущее количество телевизоров в доме обеспечивает индивидуальный просмотр. Так же и персональный компьютер постепенно стал средством индивидуального пользования. Возможность повторного использования информации. Телевизионные и радиопередачи невозможно просмотреть повторно без специальной записи на носитель информации, в то время как к текстам сетевых изданий, подобно печатным СМИ, можно обратиться в любое время.

Низкая себестоимость. Низкая себестоимость создания и поддержки онлайнового ресурса позволяет достаточно легко войти на рынок, что, в свою очередь, способствует созданию узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов. Однако легкость публикации при возможности сохранения анонимности может вести к использованию дезинформации, плагиата, пропаганде экстремизма, порнографии пр. В то же время, если печатные издания имеют единственной предпосылкой для своего существования продажу, пользователи телевидения, радио и интернет-изданий не только должны иметь технические средства —телевизор, радиоприемник, персональный компьютер, что является изначальным препятствием для их использования К тому же, материалы онлайновых ресурсов должны читаться непосредственно с монитора, «гипертекстово», что, с одной стороны, освобождает руки при чтении, с другой — переутомляет глаза, а его скорость приблизительно на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов.

Более того, результаты исследования, проведенного в университете штата Огайо (США), показали, что читатели воспринимают текстовый онлайн-материал хуже, чем его печатные аналоги.

Предлагаемые с монитора тексты кажутся менее достоверными и оказывают более слабое влияние на позиции читателей, чем те же тексты, опубликованные в обычных газетах [4]. Таким образом, онлайновые информационные ресурсы позволяют пользователям получать информацию более оперативно, чем традиционные СМИ, а использование гипертекста и мультимедиа делает журналистские материалы более полными и интересными, как с информативной, так и с дизайнерской точки зрения.

Тем не менее, по некоторым характеристикам, онлайновые ресурсы проигрывают традиционным: свет монитора переутомляет глаза, снижается скорость чтения и уровень доверия к опубликованной информации. Глава 2 Жанровое разнообразие онлайновых информационных ресурсов 2.1 Понятие жанра в журналистике Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов. «Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией» [13, с. 8]. Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе — род, вид. Жанр — эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал.

Однако единого определения понятия жанр не существует, как и единой системы жанрового деления.

Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают; жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

Многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что до конца так и не прояснен вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы. Как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном). Выражением типологии форм принято считать жанр. Различают три базовых способа отображения реальности: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. [13, 72] Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло.

Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов). Образотворчество создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля.

Каждому жанру свойственен свой объем информативности и уровень обобщения фактов. Л. Кройчик предлагает разделить журналистские тексты на пять групп [14]: 1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях; 2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты; 3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; 4) исследовательские — статья, письмо, обозрение; 5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Таким образом, журналистские жанры можно охарактеризовать по тексту объему информативности и уровню обобщения фактов, в связи с чем можно выделить пять жанровых групп: оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско- образные. 2.2