Биография

Биография. Дзига Вертов родился в Белостоке (настоящее имя и фамилия - Денис Аркадьевич Кауфман). Режиссер, теоретик кино, является одним из основоположников отечественного и мирового документального кинематографа.

Братья Давид, Михаил и Борис Кауфманы вместе принимали участие в развитии кинематографа. Давид взял псевдоним "Дзига Вертов" (по-польски - "дзига" значит "волчок", "юла", а "Вертов" от слова "вертеться"), этим он хотел подчеркнуть динамичность своего искусства. М. Кауфман как оператор долго работал со старшим братом, потом сам стал режиссером. Младший - Борис - эмигрировал, работал во Франции, где снял несколько фильмов, названных впоследствии классическими.

Переехав в США, снял не менее известные фильмы, получил "Оскар". Творческий путь Дзиги Вертова начался с работы в отделе хроники Москинокомитета. Принимал участие в монтаже первого советского киножурнала "Кинонеделя" (1918-1919). В годы гражданской войны принимал участие в рейсах агитпоездов, руководил съемками на фронтах (фильмы "Бой под Царицыном", 1919; "Агитпоезд ВЦИК", 1921; "История гражданской войны", 1922). 1.1 "Киноки" Постепенно складываются его теоретическая концепция документального кино: документальный экран не должен копировать обычное зрение.

Для этого существует "Кино-око", которое совершеннее человеческого глаза. Отсюда и пошло название созданной им группы новаторов - документалистов - киноки. Группа сформировалась в 1919 году. Вертов был сторонником новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки, призывал к разработке специфических средств кино, утверждал на экране современную тематику. Эти эксперименты киноков принесли много нового в хроникально-документальный кинематограф и в теорию монтажа.

Увлечение творческими экспериментами порой обусловливало идейную нечёткость замысла и чрезмерную усложнённость киноязыка, которая затрудняла восприятие картин. Вертов хотел сделать невидимое видимым: сделать мысли людей, их поступки, стены, прозрачными и изучать мир микроглазом. Используя разнообразные съемки и различные технические возможности киноаппарата, можно увидеть процессы в жизни скрытые от человеческого зрения, а последующая организация снятого материала позволяет более углубленно исследовать действительность. Дзига Вертов верил, что создатель фильмов должен фиксировать "реальные события, а не вымысел, расчетливо созданный с определенной целью". В статьях: Мы, Он и я, Киноки, Переворот, Кино-глаз отрицал право художника на вымысел, видя задачу искусства в документировании действительности.

Эти статьи вызывали несогласие более "уравновешенной" части критиков и кинематографистов.

За брошенным вызовом не замечали передовых идей режиссера. 1.2