Выступление в кадре

 

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практически такое обра­щение не столько жанр, сколько метод донесения до зрителей любой информации: от прямого включения телерепортера с места события до монолога в портретном очерке. Но в любом случае выступление содер­жит не только информацию, но и отношение к ней, авторскую оценку [45, с. 179]. В плане техники показа выступление в кадре — самая про­стая форма передачи. Для выступающего — это максимальная реализа­ция всех его духовных и творческих возможностей.

«На всеобщее обозрение, "на всенародные очи" общественный деятель выносит не только свою речь, декларацию, свое мнение — всего себя, свой человеческий облик, свой интеллект, свою искренность» (В. Л. Саппак).

Специфика телевизионного выступления:

– масштаб публичности: в отличие от ораторов, выступающих пе­ред публикой в зале, находящийся в кадре человек обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя себе многочис­ленную аудиторию, рассредоточенную в пространстве;

– отпечаток диалогической природы телевидения: предполагается своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диа­лог мысленный, когда выступающий заранее старается предпо­ложить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на все эти вопросы, выстраивая свою речь соответствующим об­разом;

– высокий эффект эмоционально-логического воздействия на зрителей, связанный с такими свойствами телевизионного со­общения, как его персонифицированность, разговорность сти­ля и интонация.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен, и поныне является важнейшим средством воз­действия на общественное сознание. В 335 г. до н.э. Аристотель в своей «Риторике» назвал три составные части ораторского искусства: личные свойства и способности оратора, принципы построения публичных выступлений, технику ораторской речи.

Особые требования к выступающему:

– выступающий должен быть личностью, представляющей ин­терес для зрителей: носитель эксклюзивной информации, из­вестный человек со своим взглядом на происходящие события, высокопоставленный государственный или общественный дея­тель, чье появление на экране носит официальный характер;

– основанием для появления оратора на телеэкране служит его умение ярко и оригинально мыслить, глубоко и многосторонне анализировать известные события и явления, делать верные вы­воды;

– текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии;

– внешний облик выступающего, мимика, жесты, речевое поведе­ние должны соответствовать содержанию излагаемого материала.

Эти же требования были сформулированы и в старинном сочине­нии «Физиономист»: «Твой лик, о человек, есть зеркало твоей души и духа твоего, на котором Господь собственным перстом начертал, что ты есть перед ним и всяким творением, живущим на земле, чтобы каж­дый узнавал — кто ты в добре и зле».

Любое телевизионное выступление основано на утверждении какой-либо концепции, идеи, которая раскрывается в ходе авторского рассуждения, подкрепляемого необходимыми доказательствами.

Этапы работы над выступлением определили еще древние риторы:

– инвенцио (изобретение мыслей);

– диспозицио (расположение мыслей);

– елокуцио (словесное выражение);

– моториа (запоминание):

– акцио (произнесение).

Подготовка телевизионного выступления — это конструирование текста в соответствии с творческой задачей журналиста и интересами целевой телевизионной аудитории. На этот процесс действует несколь­ко групп факторов:

– генетические: журналистский замысел и авторская концепция, масштаб проблемы, объем собранной информации, оператив­ность материала;

– целевые (связанные с предназначением текста): констатация, утверждение, отрицание;

– формальные (связанные с формой и внешними параметрами текста): жанр, размер, использование иллюстративного мате­риала, место выступления в программе передач.

Эти факторы тележурналист учитывает изначально, приступая к процессу создания своего выступления.

Важнейшим организующим элементом выступления, определяю­щим его содержательную цельность, логичность изложения и завер­шенность материала в виде мотивированных выводов, является композиция. Она должна соответствовать следующим требованиям:

– наличие трехчастной структуры;

– вступление содержит определение темы, знакомит телезрителей с кругом обсуждаемых вопросов;

– основная часть излагает факты и доказательства авторской кон­цепции в трактовке этих фактов;

– заключение предлагает краткие и точные выводы из сказанного;

– способы смыслового решения заключительной части выступления: дидактический (делается однозначный вывод), приглашение телезрителей к дискуссии, «неустойчивая нота» (автор не делает однозначных выводов);

– составные части должны быть соразмерными;

– в телевизионном выступлении доминирующий элемент — слово, но при необходимости возможно использование изобразительного материала, как иллюстрации, соответствующей слову, подтверждающей и аргументирующей его, способствующей более полному и эффективному восприятию передачи.

Типы структурных моделей выступления Определяются с помощью формальных характеристик. Одна из них — порядок расположения наиболее активно действующих аргументов:

– «антикульминационная модель» (сильные аргументы даются вначале выступления);

– «пирамидальная модель» (сильные аргументы — в основной части);

– «кульминационная модель» (сильные аргументы — в конце).

Выступление может быть построено на основе включения в него «односторонних» и «двусторонних» сообщений: первые содержат толь­ко сообщения автора, вторые наряду с ними содержат и контраргумен­ты мнимого или реального оппонента.

Виды телевизионных выступлений:

– текстовые, написанные самим выступающим и отредактиро­ванные телевизионным редактором (выдаются в эфир с помо­щью телесуфлера);

– тезисные, где обозначена тема, намечен основной ход мысли, прокомментированы центральные вопросы, которые затраги­ваются в ходе выступления; текст рождается импровизационно;

– импровизированные, где обозначены только тема и хрономе­траж выступления, требуют тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речевая культура, телегеничность и т.д.).

Выступление в кадре (речевая деятельность) по своей сути является произнесением заранее подготовленного текста. Текст — мысль, об­леченная в определенную (словесную) форму.

Основные характеристики текста:

– цельность (проявление единства авторского замысла);

– связность (необходимое условие цельности);

– завершенность (наличие выводов, связывающих воедино нача­ло и конец).

Общие правила речевой деятельности:

– не содержать отступлений от языковых норм;

– адекватно передавать авторскую мысль;

– экономно использовать выразительно-изобразительные языко­вые средства;

– текст должен быть понятным и интересным аудитории телезри­телей.

Правила, продиктованные функциональным стилем:

– сообщение представляет актуальное событие;

– привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;

– воздействует на мировоззрение телезрителей.

Условие успеха любого выступления — умение выступающего публич­но думать, просто говорить о сложном, убеждать без дидактики. Вот почему оратор должен владеть в высокой степени мастерством убежде­ния, пользоваться речью как средством взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры, жесты рассчитаны на зрителей и предназначе­ны им.

«Поскольку выступающий "приходит домой" к зрителю, он не должен за­бывать о тоне выступления. Любая аудитория всегда чувствует подготов­ленность, широту кругозора оратора. Для этого совсем не требуется обилия цитат, наукообразных выражений, иностранной терминологии. Гораздо более действует на людей честное освещение фактов и явлений» [7, с. 43].

Самое главное и самое трудное — с первых слов завоевать внима­ние аудитории. Чтобы найти такое начало, надо продумать основные положения будущей речи, определить, какой из тезисов поставить на первое место. Выступающий в эфире должен в совершенстве владеть нормами устной речи (текст предназначен для ушей), знать основные риторические правила, делающие сообщение не только убедительным, но и эмоциональным, экспрессивным.

Умение использовать основные риторические операции (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция — сведение сложного к простому и т.д.) и типы ри­торических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гипербола, литота, эвфемизм), а также чисто технические приемы произнесения текста выступления (дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов, интонация) в немалой степени определяют уровень методологической культуры «говорящей головы».

«Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной... Голые логические по­строения не могут эмоционально действовать на человека. Идея речи, со­держание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу... Настоя­щая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства» [43, с. 4].

Эффективность телевизионного выступления определяется не только содержанием и мастерством изложения информации, но и воз­действием на аудиторию невербальных факторов. Внешний облик вы­ступающего, его поведение в кадре, мимика, жесты, умение общаться с аудиторией — все должно работать на результат и соответствовать содержанию выступления. Методика подготовки и исполнения высту­пления в кадре используется на телевидении в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе.

 

Вербальная телевизионная информация (без видеоряда)

 

Оперативная устная информационная заметка — сжатая форма от­ражения актуальных событий и фактов социальной действительности.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — факты и события без анализа и оценки, но с указанием на их социальную значимость и уникальность.

Авторская задача — информирование аудитории телезрителей.

Методы — создание четкого, ясного краткого текста, отвечающего на вопросы: что произошло? где? когда? кто действует? (текст создается на основе метода интервью, собственных наблюдений тележурналиста, проработки документов).

Вербальная (словесная) форма используется в условиях особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий

интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видео­материалы еще не получены.

Источники вербальной информации:

– события;

– документы;

– беседы журналистов на всех уровнях;

– личные наблюдения;

– институт информаторов, сообщения информационных агентств и интернет-сайтов.

Информативная ценность новости:

– социальная масштабность факта;

– самоочевидность факта (не требуется специальных разъяснений);

– эксклюзивность;

– уникальность;

– надежность источника сообщения;

– известность участника или участников события;

– возможные последствия события;

– близость сообщения к интересам аудитории;

– драматургия (конфликтность) события.

Типы информационного содержания:

– фактологический (основа — событие);

– вероятностный (предположение или совокупность предположе­ний о настоящем, прошлом и будущем какого-либо явления);

– превентивный (сообщение о будущем событии);

– оценочный (подчеркивается значение сообщаемого факта);

– нормативный (о соблюдении существующих правовых и этиче­ских норм, о новых нормах);

– программный (советы, рекомендации).

Специфика телевизионной информации:

– оперативность (новости должны быть информацией последней минуты);

– достоверность;

– информация, а не объяснения (для тележурналистов это тест на профессионализм: необходимы практика и талант, чтобы свести суть сложного материала к нескольким простым предложениям);

– материалы для эфира требуют разговорного языка (предназна­ченные для чтения вслух, они пишутся для ушей, а не для глаз);

– ясность — абсолютное требование (зритель не может «перечи­тать» материал, новость в эфире должна быть понята с первого прослушивания);

– умение готовить материал в сжатые сроки.

Подготовка к передаче вербального сообщения в эфир сводится к отбору фактов, редактированию и воспроизведению в кадре. Критерии отбора — общественная важность материала либо его познаватель­ная ценность.

Стиль — отсутствие описательности и авторских эмоций.

Устные сообщения нередко предлагаются аудитории непродолжи­тельными блоками, где информация объединяется по тематическому принципу.

Наиболее распространенные этические нарушения в сообщениях и но­востях:

– замалчивание социально значимых фактов;

– искажение смысла факта;

– урезание факта;

– домысел, самодельные «добавки» к факту;

– неоправданное вторжение в частную жизнь;

– необоснованные характеристики участников события («ярлы­ки»);

– использование ненадежных источников;

– присвоение авторства в поиске фактов.

 

Методические рекомендации по созданию вербальной телеинформации

Все, что делает эфирный журналист, должно работать на точное, правди­вое изложение событий:

– адресуйте новости зрителю, эфирное сообщение должно захваты­вать внимание слушателей с самого начала, наиболее важны первые слова;

– формулируйте мысли точно и кратко, уплотняйте сообщение, самое главное в достижении ясности — хорошее знание и понимание мате­риала;

– используйте короткие простые предложения: стройте информацию на существительных и глаголах — это наиболее сильные слова, из­бавляйтесь от прилагательных и наречий, кроме самых необходимых, избегайте употребления страдательного залога глаголов;

– избегайте аббревиатур, прямого цитирования, местоимений и числи­тельных, они мешают четкому пониманию текста.