Телевизионное интервью

 

Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с це­лью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [15, с. 10].

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — события и факты, актуальные проблемы современности, интересные люди.

Авторская задача — с помощью вопросов, интересующих зрителей, получение ответов «из первых рук», от носителя информации.

Методы — организация живого диалога с собеседником (собесед­никами) в рамках «синхронной реальности», когда мысли, сло­ва, действия рождаются прямо на глазах у зрителей, репортаж­ная съемка.

Коммуникативный процесс, выраженный преимущественно в виде речи, является составной частью телевизионной образности, представ­ляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.

Интервью на телевидении — это впрямую соответствующий при­роде экрана способ речевого общения, возможность получения жур­налистом необходимой информации (метод) и предъявления этой ин­формации телезрителям в вопросно-ответной форме «из первых рук» (жанр). А репортажность, как природное свойство телевещания, делает интервью явлением, где жанр и метод сливаются воедино.

Жанрово-стилистические особенности телеинтервью:

– субъективизация повествования, выражающаяся в том, что:

- зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников,

- разговор носит импровизационный, ярко выраженный лич­ностный характер,

- живая речь отражает индивидуальные речевые особенности интервьюера и интервьюируемого;

– наглядность и зрелищность речевого общения:

- проявляет уровень компетентности собеседников в обсуждае­мой теме,

- направляет внимание телезрителей не только на содержание разговора, но и на речевую культуру, речевое поведение собе­седников,

- демонстрирует значение невербальных элементов (внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, «язык» глаз, а также обстановка, в которой происходит разговор) в раскрытии об­суждаемой темы;

– совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезри­теля — условие высокой эффективности передачи:

- интервьюируемый — главное лицо передачи,

- спрашивать не легче, чем отвечать,

- выбор актуальной темы, интересной телезрителям.

Конкретные задачи любого телеинтервью состоят в том, чтобы:

– сообщить о политических, социальных, производственных и иных задачах;

– рассказать о достижениях в разных сферах нашей жизни;

– разъяснить более подробно уже известный факт;

– узнать мнение разных людей по какому то вопросу;

– представить интересного человека.

Интервьюируемые, в свою очередь, представлены тремя категориями:

– политические и государственные деятели, специалисты и дру­гие компетентные лица, обладающие оперативной, актуальной, эксклюзивной информацией (их интервьюируют с целью полу­чения этой информации);

– знаменитости (подробности их жизни и деятельности становятся основой интервью-портрета);

– обыкновенные люди, представители разных слоев населения (интервью необходимо для выяснения общественного мнения о том или ином событии).

Целевым назначением интервью обусловлена и типология жанра. В зависимости от содержания интервью подразделяются на:

– протокольные (получение официальных разъяснений по вопро­сам внутренней и внешней политики государства);

– информационные (получение определенных сведений);

– проблемные (исследование разных точек зрения на определен­ную проблему и поиск путей их решения);

– интервью-портреты (выявление системы духовно-нравственных ценностей собеседника);

– интервью-анкеты (выяснение разных мнений по одному опре­деленному вопросу).

В зависимости от формы изложения интервью имеет следующие жанровые разновидности:

– монолог (на один заданный за кадром вопрос собеседник дает в эфире пространный ответ — выступление на заданную тему);

– диалог (журналист задает вопросы, собеседник на них отвечает);

– блиц-опрос (латинский вариант vox-pop — постановка одинако­вых фиксированных вопросов большому числу представителей одной или нескольких социальных групп).

Этапы работы над интервью.

Подготовительный период:

– определение темы;

– формулирование целей, поиск ответов на вопросы:

- зачем вы хотите взять интервью?

- каких результатов достичь?

- почему выбран именно этот собеседник?

- есть ли к нему интерес у зрителей?

- интересен ли он лично вам?

– предварительное знакомство, сбор и анализ рабочего материала:

- документальные источники (справочная литература, специ­альные источники — финансовая документация, статистиче­ские отчеты, данные социологических исследований; научная литература, периодика, досье, разного рода базы данных, ре­сурсы Интернета),

- человеческие свидетельства (сведения, полученные от очевид­цев событий, коллег, друзей и родственников вашего будуще­го собеседника),

- наблюдения и изучение предметно-общественной среды;

– определение времени и места проведения интервью (задача — обе­спечить комфортное состояние собеседника во время встречи);

– подготовка вопросника.

Драматургия интервью. Телеинтервью проводится в вопросно-ответной форме, и успех его зависит от того, насколько профессиональ­но задаются вопросы и как полно на них даются ответы. По выражению Иммануила Канта, умение ставить разумные вопросы есть важный не­обходимый признак ума и проницательности. Чтобы добиться нужных ответов, создать собеседнику комфортные условия, журналисту надо войти с ним в контакт, помочь ему снять напряжение. Этому способ­ствуют контактные и адресные вопросы до эфира. Они могут касаться чего угодно: погоды, свежей прессы, воспитания детей и т.д. Задача — раскрепостить интервьюируемого.

Основные правила «разминки» перед интервью:

– максимально устранить все возможные барьеры общения;

– найти точки пересечения интересов;

– не фокусировать разговор на себе, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

Программные вопросы также задаются до эфира. Но это уже раз­говор по теме интервью: уточнение некоторых деталей без дублиро­вания вопросов, намеченных для экранной части общения. Такие вопросы называются эфирными и задаются только тогда, когда начи­нается разговор перед телекамерой. Каков вопрос — таков ответ. Это правило дополняется еще одним: каков порядок вопросов — таково и интервью. Задача решается по-разному в каждом отдельном случае, но существуют и три стратегических принципа последовательности задаваемых вопросов:

1) хронологический (в основе интервью лежат события, развиваю­щиеся во времени);

2) логический (собеседники исследуют предметы общественного обсуждения);

3) импровизационный (в центре — личность собеседника).

Хронологический принцип реализуется, если собеседник тележурна­листа был свидетелем или участником события, о котором идет речь в интервью; логический — когда собеседники ведут речь о проблемах, конфликтных ситуациях; импровизация подходит больше, если иссле­дуется человеческий характер с его психологическими особенностями, неповторимой индивидуальностью.

Типы логической схемы интервью:

– с одним смысловым центром:

- речь идет о предмете или событии,

- речь идет о человеке;

– с двумя смысловыми центрами (человек и его дело).

Использование событийных элементов:

– сжато или даже номинативно в информационных интервью;

– более подробно в проблемных интервью, где события служат ил­люстрацией или аргументами тезисов говорящих собеседников;

– развернутое описание эпизода в интервью-портрете.

Способы воздействия на телезрителей:

– сообщать такие сведения о действительности, в результате кото­рых зрители меняют отношение к ней;

– давать новую информацию об известных фактах, существенную для их понимания;

– новую информацию не давать, но обязательно менять способ ее введения в оборот.

Композиция интервью зависит от размещения в нем вопросов, от смысловой связи между ними. Стандартизированная, или формализо­ванная, композиция протокольного интервью полностью соответствует порядку заранее подготовленных и утвержденных вопросов (структура жанра полностью соответствует познавательному процессу).

Свободная композиция может быть двух типов:

– допустима перестановка заранее подготовленных вопросов, когда они едины лишь по широкой теме, но касаются разных сторон обсуждаемого предмета и бывает безразлично, о чем спросить раньше, а о чем позже; журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником; при этом:

- увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в общении с собеседником,

- отношение к собеседнику, как к источнику информации, пре­образуется в интерес к нему самому как к личности,

- локально-информационная комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы;

– композиция импровизированной беседы не имеет заранее под­готовленных вопросов; каждый последующий вопрос журнали­ста порождается ответом собеседника на предыдущий вопрос, и перестановка вопросно-ответных блоков просто невозможна.

Как создать некий единый текст из блоков, из разнородных суж­дений?

Теоретики советуют:

– если необходимо «задокументировать» воспоминания человека, то факты следует упорядочить по временному признаку;

чтобы отразить ход дискуссии, материал следует выстроить по принципу «тезис — антитезис»;

для раскрытия внутреннего мира человека лучше всего исполь­зовать монолог собеседника в виде цельного рассказа с ремарка­ми и комментариями тележурналиста.

При завершении интервью надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». И еще несколько рекомендаций:

– уходите так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами снова;

– заканчивайте интервью в строго условленное время, только сам собеседник может предложить вам продолжить разговор;

– в конце разговора поинтересуйтесь, не хочет ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сказанному;

– желательно разговор завершить на положительной ноте.

Языковые нормы интервью:

– сохранение индивидуальных особенностей речи собеседников;

– непосредственный характер общения, контактность речи собе­седников осуществляют такие конструкции, как утвердитель­ные и отрицательные нечленимые предложения, выраженные модальными частицами (да, нет) и модальными словами (ра­зумеется, конечно) и являющиеся реакцией на ответы собесед­ника; повторы (полные или частичные) предыдущей реплики собеседника для выражения согласия или несогласия, утверж­дения или отрицания; указательные или иные местоименные элементы, смысл которых раскрывается предшествующей ре­пликой интервьюируемого;

– неподготовленность речи, непринужденный импровизирован­ный характер общения подчеркивают присоединительные, сег­ментированные, уточняющие конструкции, а также высказы­вания, в которых виден поиск слова, отход от основной мысли и возвращение к ней;

– устный характер общения исключает использование длинных предложений с бессоюзной связью, конструкций с включением придаточного предложения внутрь главного, осложнения про­стых предложений причастными и деепричастными оборотами.

Поведение интервьюера может быть активным и пассивным. Активное (жесткое) поведение означает, что журналист:

– управляет ходом беседы, фокусируя ее в рамках заданной темы;

– корректирует речь собеседника, добиваясь четкости и недву­смысленности ответов;

– психологически воздействует на нею. вызывая на откровен­ность;

– чередует нейтральные вопросы с острыми, провоцирующими;

– применяет тактику «перекрестною допроса», задавая повтор­ные вопросы в другой формулировке;

– уточняет односложные ответы.

Пассивное (мягкое) поведение интервьюера означает, что он:

– доверяет собеседнику, высоко оценивает ею компетентность;

– не вмешивается в ход его мысли, стремясь получить максимум информации;

– задает вопросы, позволяющие углубить или пояснить ту или иную мысль.

Этические нормы интервьюирования:

– вопросы и ответы в интервью должны быть адекватны по смыслу темам, которые были обозначены в ходе предварительного раз­говора;

– содержание вопросов не должно стать вторжением в частную жизнь собеседника, если это не связано с интересами общества;

– недопустимы развязность, высокомерие, фамильярность; фор­мулировки вопросов, независимо от настроения и отношения к собеседнику, должны быть корректными;

– журналист должен быть готов к любому поведению собеседника, сдерживать свои эмоции: досаду, обиду, возмущение, не подда­ваться на провокации, гасить негативные эмоции собеседника.

Характерные ошибкив поведении интервьюера:

– не слушает ответы на свои вопросы;

– формально слушает, не вникает в смысл;

– смотрит на часы и подгоняет собеседника без всяких на то осно­ваний;

– стремится к самовыражению, многословен, болтлив;

– бестактен, без надобности задает вопросы интимного характера.

«Тележурналисту всегда надо помнить, что интервьюируемый — глав­ное лицо передачи, а он, журналист, лишь посредник между аудиторией и человеком на экране. Часто журналисту хочется вмешаться в ответ, до­полнить его, что-то уточнить, прокомментировать, сообщить собственное мнение. Это допустимо, более того, желательно, но в передачах других жанров — беседе или дискуссии, где собеседники равноправны. В интервью опытный журналист успешно использует определенное самоограничение для достижения более важной задачи — максимального самораскрытия интервьюируемого лица и, стало быть, успеха всей передачи» [51, с. 228].

 

Методические рекомендации по работе над интервью

Рекомендации изложены в известной статье С. А. Муратова «Шесть за­поведей интервьюера»:

Заповедь первая: ясность и краткость. Если собеседник не понял во­проса, виноват журналист. Задавая вопрос, он не учел образовательного уровня собеседника, привычного ему лексикона, обусловленного про­фессией и возрастом.

Заповедь вторая: не допускайте односложных ответов. Для этого фор­мулировка вопросов должна быть предельно конкретной и точной. Заповедь третья, нельзя ли конкретнее? Конкретно поставленный во­прос — свидетельство компетентности журналиста. Такой вопрос исклю­чает возможность собеседника укрыться за обтекаемыми формулиров­ками или ни к чему не обязывающими обещаниями. Заповедь четвертая, берегите паузу. Молчание человека, собирающе­гося с мыслями, не только драматически выразительно, но и подчерки­вает достоверность происходящего на экране, создавая эмоциональное «пространство синхрона». В паузах человек раскрывается не менее, чем в своих высказываниях. Немой синхрон — кульминация диалога. Заповедь пятая: корректность и уважение к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать интервьюеру, не прозвучит ли его вопрос чересчур щекотливо.

Заповедь шестая, а интересен ли вам вопрос? Хотите получить интерес­ный ответ — поломайте голову над интересным вопросом [38, с. 181].

С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творче­стве» сформулировал принципы построения интервью:

– первый вопрос должен быть подготовлен заранее;

– задавая первый вопрос, надо уже держать в уме наготове второй;

– всегда будьте готовы сменить тему разговора, если чувствуете, что ин­тервью проходит не по вашему плану;

– интервью проходит более успешно в том случае, если журналист за­дает вопросы, касающиеся общих тем, которые представляют инте­рес и для него самого, и для собеседника;

– внимательно слушайте собеседника; его ответы могут натолкнуть вас на новые интересные темы и вопросы;

– старайтесь спланировать интервью таким образом, чтобы наиболее трудные и проблемные для вашего собеседника вопросы прозвучали во второй половине беседы, во всяком случае, не в самом ее начале;

– сначала спрашивайте о деле, а потом — о семье, хобби, любви [15, с. 63-71].

 

Итак, интервью для тележурналиста — это, с одной стороны, нагляд­ный способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой — публицисти­ческий жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране помогает интервьюируемому как можно полнее, логически последова­тельно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.