Беседа на телеэкране

 

Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — предложенная для обсуждения актуаль­ная злободневная тема по проблемам политики, экономики, со­циальным, морально-этическим и другим.

Авторская задача — обмен мнениями, обсуждение разных точек зрения, процесс исследования и поиск истины.

Методы — доказательное рассуждение, использование приемов полемики, репортажная съемка, передающая динамику коллек­тивного обсуждения проблемы.

Беседа на телеэкране — зафиксированный видеоспособом обмен мнениями по тем или иным вопросам с возможным последующим мон­тажом в соответствии со сценарным планом и привлечением дополни­тельного изобразительного материала (иллюстрированная беседа).

Жанрово-стилистичесте особенности беседы:

– при внешней статичности напряженная динамика мысли;

– классическое интервью преобразуется в проблемный диалог;

– ведущий (модератор) не только принимает участие в разговоре, но и следит за тем, чтобы все собеседники сумели высказаться, направляет и стимулирует ход беседы;

– возможно использование иконографического материала.

По мнению психологов, в общении раскрываются три взаимоза­висимых стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная связана с учетом коммуникативных намерений партнеров по общению, интерактивная — с построением общей стра­тегии межличностного взаимодействия, а перцептивная — с созданием адекватного образа собеседника.

По своей сути беседа представляет собой спокойный разговор собе­седников, одинаково оценивающих обсуждаемую проблему и пытаю­щихся сообща определить пути ее решения. Для успешного проведения диалога или полилога (если собеседников несколько) следует руковод­ствоваться следующими правилами:

– содействовать возникновению альтернативы, необходимости выбора;

– противоречия в суждениях разрешать путем анализа;

– единое мнение вырабатывается многими умами;

– свободный обмен мнениями требует социальной защищенно­сти личности.

Главная задача журналиста, ведущего беседу, — все мнения, инте­ресующие собеседников, необходимо осмыслить. Проверить разные толкования одного и того же события. Это значит, что он сам должен быть достаточно информированным, чтобы беспристрастно восприни­мать смысл того, что скрывается за различными точками зрения.

«Каковы отличительные черты непринужденной беседы? Понаблюдайте внимательно двух-трех интеллигентных людей, занятых обсуждением ин­тересной темы. Здесь нет и следа застенчивости; здесь полная серьезность и прямолинейность; один смотрит другому прямо в глаза; фигуры склоняют­ся друг к другу; вспыхивающий взор, мимика, движение головы, плеч, рук, кистей подчеркивают их замечания. Чувство общения связывает собеседни­ков подобно электрическому току, поддерживает их взаимное внимание. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам. На вас произведет впечатление большой диапазон их высоты, звучности, темпов и несомненный рит­мический характер. Наиболее значительные слова произносятся громче, уступая место сдержанному звучанию. Здесь много коротких фраз вклю­чительно до вопросов, восклицаний, но слышны и длинные предложения с соразмерными паузами. Это и есть разговор по душам» [43, с. 11].

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению беседы

Журналист, принимающий участие в беседе, не интервьюер, а модера­тор, в обязанности которого входит:

– определить тему передачи, подобрать участников, разработать сце­нарный план;

– в сценарном плане наметить только вехи будущего разговора, чтобы не мешать его естественности и импровизационности;

– последовательно вести основную линию беседы;

– не допускать категоричности, формулируя свои аргументы;

– всегда терпеливо выслушивать всех собеседников, проявлять вы­держку;

– в процессе обсуждения точно проводить различие между фактами и мнениями о них.

В беседе могут использоваться различные вспомогательные изобра­зительные средства (видеокадры, фотографии, документы, схемы) как компоненты, дополняющие вербальную аргументацию.