Теледебаты

 

Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — дискуссионная встреча двух сторон, от­стаивающих противоположные позиции в оценке обсуждаемой ситуации, с непременным участием журналист модератора, одновременно представляющего и зрителей, и студию.

Авторская задача — высвечивание портретов выступающих канди­датов или депутатов, создание по крупицам их имиджа, демон­страция их предвыборных программ.

Метод — общение по правилам полемики, а также арсенал теле­визионных приемов: создание атмосферы единого действия с присущим ему импульсивным ритмом (гонги и другие звуко­вые сигналы, секундомер на «заднике» в студии, стилизованные кабины с номерами прямых телефонов, «бегущая строка», кипы писем и телеграмм в кадре).

Теледебаты — новый жанр тележурналистики. Он зародился в на­чале 90-х годов прошлого века, в период развития демократизации и гласности, в ходе предвыборных кампаний.

«Телевидение информировало, делало миллионные массы соучастниками выборного процесса, постоянных контактов с кандидатами, а затем и народ­ными избранниками. Телевидение стало средством социального контроля, в лице ведущих передач неукоснительно выполняя требования избиратель­ных комиссий, обеспечивая участникам режим равных условий» [6, с. 193].

Еще во времена становления классических правил диалога возник­ли три вида спора:

– спор ради победы, предполагающий возможность действовать недозволенными логическими средствами;

– спор во имя спора, ведущийся с целью самодемонстрации спо­рящих сторон;

– спор во имя истины, смысл которого в принятии наилучшего варианта решения при использовании строгой и максимально доказательной аргументации.

Для того чтобы теледебаты представляли собой спор во имя истины (хотя экран нередко демонстрирует и использование недозволенных средств, и явную самодемонстрацию спорящих сторон), ведущему не­обходимо соблюдение ряда условий, связанных с драматургией эфир­ной полемики:

– с первой минуты «захватить» аудиторию и удерживать ее внима­ние на протяжении всей передачи (это достигается четкой по­становкой проблемы, точным определением тезисов, динами­кой развития речевого действия);

– способствовать созданию условий, позволяющих зрителям стать участниками размышлений в эфире и более четко определить собственную позицию в поддержке спорящих сторон;

– следить за тем, чтобы участники эфирной полемики использо­вали понятную аудитории лексику;

– учитывать время и условия просмотра передачи в эфире.

«Можно ли рассматривать теледебаты как сложившийся жанр? По край­ней мере, это новое жанровое образование, включающее в себя элементы пресс-конференции, интервью, дискуссии, телепортрета... Сегодня пред­выборную борьбу невозможно представить без активного участия телеви­дения и, соответственно, без телевизионных дебатов» [6, с. 200].

В качестве важнейших характеристик нового жанра можно выде­лить:

– простой принцип построения передачи: встреча двух сторон с участием посредника-модератора, который одновременно представляет и зрителей, и студию;

– осуществление права равных возможностей для всех выступаю­щих, особое внимание — соблюдению временных квот;

– четкая последовательность событий, их организация;

– заранее подготовленные ключевые вопросы к выступающим;

– организация прямой телефонной связи с телезрителями, созда­ние атмосферы единого действия с присущим ему импульсив­ным ритмом.

Несмотря на импровизационный характер передачи, она должна вы­страиваться по заранее разработанному сценарию, в котором определя­ются структура и ключевые моменты программы, просчитываются все моменты, влияющие на развитие дебатов в том или ином направлении.

«В этих передачах проявлена способность впитывать и абсорбировать раз­ный уровень демократического воспитания и привычек, способность вос­принимать без паники и слишком заметных эмоциональных "взрывов" крутые изменения в сегодняшней политической атмосфере, иные мнения, какими бы еретическими они ни казались» [б, с. 198].

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению дебатов

Люди вообще не любят, когда им навязывают чужое мнение, не считаясь с мнением их самих. Поэтому — советы ведущему:

– не становитесь в позу всезнающего оракула;

– проведите поиск как процесс;

– в общении со зрителями постарайтесь поспорить с разными идеями и мнениями;

– настройтесь на позитивный исход встречи.

Для четкой организации дебатов необходима серьезная подготовитель­ная работа:

– «застольные» репетиции с ведущим и основными участниками про­граммы, где обсуждается ход передачи и четко очерчивается круг проблем;

– студийные, световые, операторские репетиции;

– определение хронометража видеосюжетов и порядок их включения в программу, прямые включения подсъемок в местах, где установле­ны выносные микрофоны и камеры.