Пресс-конференция

 

Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — общественно-значимое событие, пред­ставляющее всеобщий интерес.

Авторская задача для журналистов, участвующих в пресс-конференции в качестве интервьюеров, — получение офици­альной или эксклюзивной информации от компетентных лиц; для журналистов, организующих пресс-конференцию как теле­визионную передачу, возможность разностороннего, глубокого освещения актуальных общественных проблем.

Метод — интервью во всех его компонентах и наличие определен­ных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать, репортажная съемка.

Обычно пресс-конференции посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. Их проводят видные государственные деятели, руководители правительства, депу­таты, представители различных партий, общественных организаций.

Главные признаки жанра:

– вопросно-ответная форма организации материала;

– большое число интервьюеров;

– ведущий выступает в роли модератора.

Пресс-конференция проводится по сценарию, разработанному ее ведущим (модератором), но может быть и без сценария. Однако в лю­бом случае модератор обязан следить за тем, чтобы задаваемые жур­налистами вопросы не уводили разговор от того направления, которое первоначально было определено.

Участвуя в конференции с целью получения необходимой инфор­мации, журналист должен иметь в виду следующее:

– организаторы пресс-конференции заинтересованы в том, что­бы предстать перед общественностью во вполне определенном виде;

– нередко пресс-конференция становится не столько источником достоверной объективной информации, сколько инструментом дезинформации;

– часто интерпретации тех или иных проблем, интересующих журналистов, распространяются до конференции, предотвра­щая нежелательные вопросы;

– обильная информация, распространяемая на пресс-конференциях, не всегда содержит ответы на самые существенные вопросы и создает лишь видимость полного информирования;

– иногда ведущий предоставляет журналистам возможность за­дать вопрос по своему усмотрению, исходя из своего отношения к ним, или к изданиям, ими представляемым.

Внешние действия участников пресс-конференции просты: сиди, слушай, задавай вопросы. Но это только на первый взгляд.

«И сидеть надо так, чтобы в любой момент камера могла показать жур­налиста крупным планом. И слушать внимательно, чтобы ничего не упу­стить. А уж задать публичный вопрос — высокое искусство, которое дается не всем и не сразу» [45, с. 200].

По этому поводу тоже существуют определенные требования:

– чтобы задавать необходимые и в то же время адекватные ситуа­ции вопросы, журналисту следует ориентироваться в той сфере деятельности, которая представлена на пресс-конференции;

– не стоит задавать вопросы, ответы на которые напрашиваются сами (за исключением случаев, когда важно, чтобы это прозву­чало именно из уст данного «источника»);

– задавать вопрос журналист может только в том случае, если ве­дущий предоставил ему слово; после этого надо дождаться, пока подадут микрофон, представиться;

– вопрос должен быть сформулирован четко, ясно, лаконично; желательно один;

– ответ полагается слушать внимательно, вступать с отвечающим в полемику не принято.

«Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Воз­можен и такой путь, когда работники телевидения становятся орга­низаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики» [45, с. 199|.

Нередко такая передача становится необычайно интересной для аудитории, захватывает зрителей драматургией развития темы, коллек­тивным поиском истины. Телевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям или идет в прямом эфире.

Правила существуют и для устроителей пресс-конференции. Б. Н. Лозовский считает, что во время встречи, разговора, интервью с журналистами полезно:

– идентифицировать их как журналистов, убедиться в том, что они действительно представляют существующее средство мас­совой информации;

– не расслабляться, особенно в конце беседы, когда неосторож­но можно проговориться о важном, отнюдь не желательном для опубликования;

– предварительно научиться грамотно и ясно излагать правиль­ным русским языком свои мысли, поскольку неверное ударение, исковерканные от незнания термины, отсутствие согласования слов в произносимых предложениях, несовпадение падежей мо­гут вызвать соответствующие реакции и оценки в материалах журналистов;

– отвечая на вопросы, начинать с главного, переходя затем к дета­лям по мере убывания значимости;

– отвечать на прямые вопросы, не уклоняясь, отсутствие коммен­тария интервьюируемого дает простор для воображения, что от­нюдь не всегда благо;

– если вопрос окажется чересчур пристрастным или несправедли­вым, можно сказать об этом интервьюеру;

– важное правило техники безопасности в работе с журналистами: не замалчивай, не скрывай информацию, поскольку свершив­шееся событие может вызвать значительно больший обществен­ный резонанс, когда сведения о нем журналисты получат из дру­гих источников, но комментарии последуют более жесткие.

 

Методические рекомендации по проведению пресс-конференции

Правила проведения пресс-конференции отработаны и действуют посто­янно. Журналистам рекомендуется:

– собрать основную информацию по теме до пресс-конференции;

– задать себе вопрос: почему, с какими намерениями проводится кон­ференция?

– быть начеку, не поддаваться лести;

– знать, у кого потом можно оперативно справиться по этой теме;

– спрашивать, подлавливать, доставать;

– вскрыть несогласованность фактов, излагаемых докладчиками, найти противоречия в высказываниях;

– сравнить нынешнюю фактуру с ранее опубликованной или высказан­ной;

– четко подготовиться к письму (аудиторная запись, снимки, докумен­ты);

– различать видимость и действительность, не позволять себя ослепить;

– быть смелым в вопросе.

Модератору всегда необходимо:

– помнить, что журналист интервьюирует не только для того, чтобы по­лучить ответы на свои вопросы, но и для наблюдения за вашими при­вычками, особенностями мимики, жестикуляцией, настроением, впо­следствии эти детали, скорее всего, будут «обыграны», что не всегда может понравиться интервьюируемому;

– сказать о том, что вы не знаете точного ответа на поставленный во­прос, но при этом пообещать, что такая информация будет предо­ставлена позднее, выполненное обещание всегда продуктивнее для взаимопонимания;

– не спорить с интервьюером, даже если у вас есть сильные аргументы, вы можете проиграть в перспективе; просто вежливо повторите свою точку зрения;

– не позволять журналисту подсказывать вам желательные ему ответы;

– избегать предупреждения журналистов о том, что разговор или часть его — «не для печати»;

– помнить: все, что скрывается, представляет огромный профессио­нальный интерес для репортеров, редкий из них удержится от соблаз­на опубликовать полученную информацию;

– развивать в разговоре тему не с точки зрения организации, которую вы представляете, а с позиции общественного интереса;

– договаривать все, что вы хотите сказать;

– если вы считаете, что ваша точка зрения нуждается в пояснении, де­лайте это;

– быть осторожным в использовании хлестких выражений;

– особо важную информацию или заявления хорошенько продумать и, может быть, заучить.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте выступление в кадре как метод телевизионной журна­листики.

2. Какие особые требования предъявляются к выступающим на телеэкране?

3. В каких случаях и в каком виде используется на телеэкране устная ин­формационная заметка (без видеоряда)?

4. Чем определяется информационная ценность телевизионной новости?

5. Какое место в группе исследовательско-новостных жанров занимает телевизионный комментарий?

6. Перечислите обязательные составные элементы комментария.

7. Назовите жанроформирующие элементы эссе.

8. Определите место и роль интервью в системе телевизионных жанров. Что является главной особенностью телеинтервью?

9. Как влияет на проведение интервью психологическая подготовка теле­журналиста?

10. Что собой представляет жанр ток-шоу по своей сути?

11. Какие вы знаете типологические разновидности ток-шоу?

12. Почему беседа на экране выделена в самостоятельный жанр?

13. Какие социальные функции осуществляет телевидение с помощью жан­ра пресс-конференции?

14. Чем отличаются друг от друга телевизионные дискуссии и дебаты?