Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанроформирующие элементы:
Предмет отображения — общественно значимое событие, неординарное или экстремальное явление, необычная ситуация, интересные люди.
Авторская задача — информирование телеаудитории.
Методы — интервью, наблюдение, проработка документов и репортажная съемка на основе сценарного плана.
«Программа новостей — это лицо любой телевизионной компании, ее визитная карточка, и особое внимание к выпускам информационных передач есть не что иное, как желание соперничающих телеканалов сделать свою визитную карточку более яркой и привлекательной. Очевидно, что причины столь активного развития информационного вещания кроются в его востребованности» [6, с. 50].
Информационный видеосюжет занимает центральное место в новостных программах всех телеканалов. И хотя жанр этот не считается сложным и не требует особого профессионального мастерства, журналисты, работающие в информационных службах, обязаны знать и уметь использовать специфические методы и приемы создания экранных информационных сообщений.
Автор сюжета работает профессионально, если он:
– излагает факты;
– всегда знает больше, чем излагает;
– показывает разные точки зрения, оставаясь при этом «над схваткой»;
– знает три основных требования к сюжету:
- содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности,
- каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны,
- сюжет должен быть интересен от начала до конца [ 14, с. 143].
Жанрово-стилистические особенности видеосюжета:
– оперативность, новость последней минуты;
– наглядность, документальность;
– достоверность;
– краткость, точность, ясность (возможность воспринять информацию с первого знакомства с ней);
– информация, а не объяснение;
– эмоциональное воздействие материала.
Критерии ценности события, отраженного в теленовостях:
– близость темы новости к потребителю информации (все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями);
– известность кого-то или чего-то (все то, что по тем или иным причинам может получить признание или популярность);
– своевременность (определение актуальности сообщения в контексте сегодняшнего дня);
– воздействие новости на аудиторию по ее возможным последствиям;
– масштабность новости по степени се важности, весомости и общественной значимости;
– конфликт в самом широком толковании этого слова;
– необычность (непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни);
– персонификация (акцентирование внимания аудитории на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей, объяснение событий или проблем «через человека»).
Способы подачи фактов:
– «жесткое» информирование — краткое, точное, сжатое сообщение о фактах;
– «мягкие» новости — акцент на подробности или интересную деталь (при пониженной значимости события, когда отсутствует или ослаблен информационный повод).
Условно можно выделить видеосюжеты двух типов:
– без сценария (показ традиционного по форме официального события);
– сценарный (авторский): идея и образ замысла — от журналиста, сюжет как «монтаж аттракционов» — от оператора.
При подготовке авторского сюжета работа журналиста состоит из следующих этапов:
– выбор и утверждение темы;
– изучение объекта съемки и первичный сбор информации;
– написание синопсиса (синопсис — краткое изложение содержания сюжета, ответы на вопросы: о чем сюжет? кто герои? какие точки съемки?), необходимого для самого автора, для верстки программы, для общения с оператором;
– участие в съемке, монтаже и написании текста.
По определению Г. В. Кузнецова, «такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, минирепортаж» [45, с. 177].
Требования к сценарию сюжета:
– изложение материала в хронологическом порядке;
– отказ от подробностей;
– привязка текста к изображению;
– тщательный выбор звуковых фрагментов и подводок к ним.
Съемки видеосюжета:
– адресный план — ориентир для зрителя, завязка — начало разговора о сути проблемы, кульминация — зерно события, развязка — оценка случившегося;
– стендап использовать только ради того, чтобы сообщить или объяснить что-нибудь очень важное прямо на той точке, где журналист находится; он помогает воспринять «картинку»;
– снимать сюжет с использованием таких современных приемов, как:
- люфт (включение в сюжет живой картинки с живым звуком без закадрового текста),
- лайф (живая картинка с живым звуком, имеющая принципиальное смысловое значение),
- экшн (неожиданное действие, которое снято от начала до конца в режиме реального времени);
– синхрон пишется так, чтобы можно было сокращать кусками;
– снимать планы разной крупности, а также планы-перебивки (для монтажа).
Монтаж видеосюжета:
– по движению внутри кадра;
– по движению съемочной камеры;
– по плотности кадра;
– с использованием заметных деталей обстановки.
Структура видеосюжета — «драматическое единство» (по содержанию) и «замкнутая окружность» (по форме). «Драматическое единство» имеет три части:
– кульминация (вводит зрителя в курс дела, кратко сообщая, что произошло);
– причина (излагает обстоятельства происходящего);
– результат (дает контекст события, а также его возможные последствия).
«"Замкнутая окружность" представляет собой единое целое. Сюжет следует уложить в отведенное для него время. Материал для эфира не может быть урезан ни в начале, ни в конце» 144, с. 125].
Хороший видеосюжет состоит в прямом родстве с античным театром, где впервые Горацием был сформулирован закон: «Рассказывать лишь о том, что не может быть показано-: прежде всего — действие, событие, а интервью — дело необходимое, но вторичное.
Особенности текстов видеосюжетов:
– вербальная часть видеосюжет не дублирует зрительный ряд;
– устный комментарий видеоряда;
– отсутствие описательности;
– на 100% видеоряда должно быть 60-70% текста;
– использование паузы как приема художественной выразительности;
– недопустимость ситуаций, когда видеоряд локальный, а текст — глобальный; когда текст локальный, а видеоряд — глобальный; когда видеоряд и текст ярки и конкретны, но не совпадает их стилистика; когда существуют противоречия между изображением и текстом; когда включенные в сюжет интервью воспринимаются как антитеза или тавтология содержания сюжета.
Жанровые варианты видеосюжетов:
– видеоряд с закадровым текстом;
– студийный набор: ведущий программы читает подводку к сюжету на фоне статичного изображения, видеопленка с закадровым текстом, звуковой фрагмент;
– репортерский набор: журналист в кадре (стендап), видеорепортаж, журналист в кадре (заключительный стендап); подводку читает ведущий в студии (без видеоряда).
Недостатки современного информационного телевещания:
– несбалансированность позитивной и негативной информации;
– погрешности языка и стиля информационных сообщений;
– бедность изобразительного ряда, невыразительность операторской работы, недостаточный профессионализм монтажеров;
– подмена информационных потоков: вторая среда информации — слухи, молва — становится первой, а первая — достоверные сообщения — второй;
– наличие элементов ангажированности, идеологической заданности в отборе и освещении новостей;
– нарушение этических норм.
«В условиях востребованности информации аудитория неизбежно отдает предпочтение телеканалам, которые добывают самую оперативную информацию. Сообщить о важном, интересном событии первым — это престижно, это признак высокого профессионализма, помогающий быть "первым среди первых". Опасно, однако, превращать оперативность в самоцель. Никакая сиюминутность не сможет оправдать невыверенность фактов, небрежность комментария, неточность сведений, скоропалительность оценок, которые в спешке допускает репортер» [6, с. 54].
Методические рекомендации по подготовке видеосюжетов
Чтобы каждый сюжет был интересным для зрителей:
– обязательно думайте о первой фразе и первом эпизоде, а также о драматургии сюжета в целом (появляется логика, понятная и вам, и зрителю);
– абстрагируйтесь от принятых штампов и от собственных предыдущих решений, пытайтесь увидеть материал глазами зрителей;
– ищите удачный финал, снимайте разные варианты и выбирайте лучший;
– не перегружайте сюжет фактической информацией;
– появление в эфире некачественного видеоряда допускается только в случае исключительности зафиксированного события;
– для любого актуального сюжета необходимо иметь снятые интервью;
– подбор видеокадров должен быть продиктован двумя принципами: показ основных элементов события и изобразительный ряд более общего характера;
– планы общего характера и точные планы используются на альтернативной основе;
– закадровый текст должен быть написан в стиле разговорного литературного языка.
«Нельзя делать сюжет, если вам неинтересно его делать. Всегда надо увлечься материалом и героем и найти историю, которую люди будут на следующий день пересказывать друг другу. Это сложно, но можно» [14, с. 209].