Телевизионный отчет

 

Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события.

Жанроформирующие элементы:

Предмет — событие официальное, значительного социального, нередко государственного значения (съезды, форумы, конфе­ренции).

Авторская задача — детальное знакомство телевизионной аудито­рии с проблемами, обсуждаемыми участниками события.

Метод — протокольное изложение наиболее важных отдельных выступлений или их фрагментов, документальная съемка.

Жанровые особенности:

– отчет — промежуточное звено между информационным сооб­щением и событийным репортажем;

– звукозрительная детальная форма предъявления информации;

– событие имеет временные рамки;

– наглядность проявляется воспроизведением выступлений и ре­плик действующих лиц (цепь фактов и подробностей);

– возможность отстраненного, обезличенного (неперсонифицированного) изложения фактов;

– обязательная зафиксированность происходящего на видеоплен­ке («прямой» отчет — это трансляция, некомментируемый ре­портаж).

Сценарный план отчета обычно заранее не пишется, однако це­лесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.

Типология жанра:

– прямой информационный отчет как точное воспроизведение со­бытий может быть кратким хроникальным (монтаж нейтральных эпизодов события), либо общим развернутым (содержит речи вы­ступающих и авторский комментарий в виде отступлений);

– аналитический отчет (отбор фактов и их анализ с точки зрения журналиста);

– тематический отчет (монтируется на основе одного или не­скольких тематически связанных между собой выступлений);

– проблемный отчет (событие используется так повод для поста­новки актуальных, требующих решения вопросов).

 

Методические рекомендации по подготовке отчетов

Возможности повышения эффективности отчета — в точном и умелом выборе фактов, высказываемых ораторами мыслей, в хорошем знании существа дела, о котором идет речь. Для этого:

– зная о событии, журналист должен заранее познакомиться с обстанов­кой, определить возможности использования съемочной аппаратуры;

– при необходимости встретиться с участниками события, чьи выступле­ния запланированы;

– изучить имеющиеся документы (порядок проведения события, содер­жание основного доклада и др.);

– прямой отчет по своей композиции следует за порядком выступлений;

– аналитический и тематический отчеты могут иметь более свободную композицию (в зависимости от авторской концепции);

– можно использовать видеоизображение в качестве авторского ком­ментария (детали обстановки, поведение участников, реакция на вы­ступления ораторов).