Методологическая культура

 

Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологической культуры как главного показателя профессионального уровня создателей теле­передач.

По мнению Е. П. Прохорова, метод можно определить как такую совокупность знаний (общих и специально-журналистских), исполь­зование которых в качестве способов творческой деятельности при­водит к созданию произведения в единстве содержания и формы. По определению М. Н. Кима, термином «метод» обозначаются те твор­ческие принципы, на основе которых, с одной стороны, осваивается содержание реальной действительности, а с другой — созидается со­держательная целостность журналистского произведения.

Методика — совокупность методов целесообразного выполнения какой-либо работы.

Методология — это учение о сущности, системе и способах при­менения методов, обеспечивающих полноту и правильность решения задач, поставленных наукой, это и применение системы логических приемов и специальных методов исследования явлений журналистики.

Методология включает в себя:

– общую методологию познания, вырабатывающую мировоззрен­ческие и общеметодологические ориентиры и основоположе­ния для всех наук;

– методы научного познания, которые делятся на:

а) методы изучения (система приемов познания объектов дей­ствительности, помогающая увидеть сущностные черты явле­ния, раскрыть его природу, закономерности функционирова­ния и развития, связи с другими явлениями),

б) методы изложения (система презентации аудитории тех сведе­ний, данных, которые получены в ходе изучения);

– методологические основы научной творчески-познавательной деятельности (включаясь в познавательную деятельность, жур­налист должен четко представлять, какими средствами и прие­мами можно достичь поставленной цели);

– методологические принципы изложения (творчество журнали­ста осуществляется в соответствии с законами социальной прак­тики).

 

Составляющие методологической культуры:

– общая методология познания социальных явлений (обладая зна­ниями об обществе и владея соответствующими методиками, журналист умеет их применять);

– общая журналистская методология (представление о журнали­стике как о социальном явлении, ее функциях, принципах, за­конах массово-информационной деятельности);

– конкретные методы получения информации, определение спо­собов ее интерпретации и распространения.

В. М. Горохов выделил пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания:

1) философский (диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология задает общее направление ис­следования, ориентирует на общий результат и выработку гене­ральной стратегии);

2) общенаучные методы познания, используемые в журналисти­ке в соответствии с социальными функциями; это логические методы и приемы познания: анализ и синтез, абстрагирова­ние, идеализация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и сравнение;

3) специальные научные методы, применяемые в журналистике (со­циологический опрос, психологическое наблюдение, экономи­ческий анализ и др.);

4) междисциплинарные методы (синтез научных методов и спосо­бов художественного отображения действительности);

5) творческие приемы, адекватные конкретным особенностям про­блемной ситуации, замыслу произведения и запросам целевой аудитории (вырабатываются, как правило, на индивидуальном уровне).

«Формирование методов деятельности журналиста в творческом акте определяется следующими факторами:

– стадийность творческого процесса;

– комплексность задач, решаемых журналистом на пути к резуль­тату творчества;

– характер источников информации (структура информационной среды);

– законы познания, иконы восприятия и переработки информации;

– законы общения.

Это обусловливает многообразие методов журналистского творче­ства, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творче­ского акта — во-вторых» |27, с. 421.