Телевизионный очерк

 

Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии собы­тия, факта, судьбы человека.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, социально важная проблема.

Авторская задача — на фоне событий раскрытие человеческих ха­рактеров, глубинных свойств личности, обстоятельств жизни, мотивов поступков, объяснение социального смысла деятель­ности.

Методы отображения — синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов как уникальный пласт человековедения, использование всех видов телевизионных съемок.

Очерк — основной жанр художественной телепублицистики, акту­ализирующий непреходящие ценности человеческого бытия: истину, справедливость, добро, долг, милосердие. Эмоционально-чувственная атрофия современного общества свидетельствует о необходимости гу­манизации мышления, обретения социальной и нравственной памяти. И рамках телевидения это показ гуманистических идей «через челове­ка», сквозь призму его чувств и переживаний. Очерк для этого — самый подходящий жанр, «работающий» в единстве с другими жанрами теле­журналистики:

– общее с информационными жанрами — фактическая реальная основа, конкретность и наглядность отражаемого жизненного материала (раскрывается событие и человек в ходе события);

– общее с аналитическими жанрами – глубокое исследование, анализ внутренней сущности явлении и людей.

Специфика телевизионной художественной публицистики:

– предъявление информации в звукозрительной форме;

– образное, наглядное осмысление фактов;

– персонификация как способ актуализацииавторской индивиду­альности;

– отбор художественных приемов с учетом природы телевещания и возможностей телетехники;

– соединение рациональною и эмоционального зрительского восприятия.

Наряду с этими необходимыми элементами публицистичности в очерке проявляется и специфика формирования документальной ху­дожественной образности:

– сочетание точного отражения фактов с элементами эмоцио­нального отношения к миру, избирательность детали;

– ограничение свободы авторской фантазии требованиями документализма;

– формирование документальной образности как способа нагляд­ного предъявления информации с помощью приемов художе­ственной условности.

Жанрово-стилистические признаки телеочерка:

– слияние художественных и публицистических изобразительных средств, сплав понятия и образа;

– раскрытие типического через индивидуальное (выявление в личности социального типа);

– включение в очерк элементов других телевизионных жанров;

возможность менять тональность и ритмику показа.

Типология жанра — по предмету изображения и характеру показа теоретики рассматривают четыре вида телевизионной очерковой журна­листики:

– художественно-изобразительный, где наиболее сильно собы­тийное начало (путевые очерки, заметки, эссе);

– художественно-публицистический, где в центре внимания — человек (портретные очерки);

– исследовательский, где центром является важная социальная проблема (проблемные, судебные очерки, журналистские рас­следования);

– зарисовка как малая форма очерков: путевого («картинки» при­роды как часть очерка) и портретного (эскиз к образу героя).

Художественно-изобразительный очерк:

– ярко выражает авторское начало, носит субъективный характер;

– имеет в основе принцип панорамности, использует репортаж­ный метод съемки;

– отличается свободной манерой изложения.

Основа жанра — авторские впечатления от увиденного и пережи­того.

«Видеть мир — не свойство аппаратуры, как и не свойство нашего глаза, это, скорее, свойство сознания. В нашем видении — наше знание мира и темпе­рамент, и склад ума, и в конечном итоге мировоззрение. Не существует "ни­чьих" ощущений и мыслей. Любое восприятие — восприятие конкретного человека. И приобщить кусок целлулоидной ленты к акту художественного творчества позволяют именно эти черты духовности, а не зерна коллоидного серебра, реагирующие на действие упавшего на них света» [31, с. 13].

Портретный очерк, обладающий особой монтажной стилистикой (сопоставление, ассоциативное сближение, столкновение), может быть:

– биографическим (показ процессов социализации личности, природы психологического и социального поведения, рекон­струкция исторических событий через жизнь героя, обрисовка характера);

– юбилейным (основа: духовные искания человека, его вклад в жизнь общества, исследование более глубокое, чем просто по­каз судьбы).

«Портретный фильм — это жанр-индикатор. Это высшая форма экранного выявления человеческого характера. Система отсчета для самых различных сфер документалистики. В известной мере за каждым экранным портретом проступает социальный портрет эпохи, а документальный герой оказыва­ется точкой преломления нравственной проблематики, связанной с про­цессами общественной жизни» [31, с. 146].

Очерк-исследование вскрывает суть взаимоотношений личности и общества:

– проблемный имеет в основе конфликтную ситуацию, сложные и противоречивые человеческие взаимоотношения, исследо­ванные и оцененные создателями телеочерка, именно авторская мысль составляет его основу

– расследование включает тележурналиста в число действующих героев передачи, телеочерк отличается более разноплановой и полифоничной структурой и наличием авторской версии;

– судебный очерк исследует феномен человеческого зла, анализи­рует внутренние и внешние мотивы преступлений.

Очерк-исследование «позволяет автору не только рассказать об увиденном, но и выразить свое отношение к нему... Более того — имен­но личность журналиста, глубина и масштаб его мышления поднимают очерк на публицистическую высоту» |31, с. 195].

Зарисовка как малая форма очерка имеет свои особенности:

– образность преобладает над информационностью;

– нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы;

– особые требования предъявляется к закадровому тексту: он должен отойти от сухой информационности и протокольности и использовать образные выразительно-изобразительные сред­ства языка;

– часто в структуру зарисовки текст вообще не входит, все содер­жание выражается изображением;

– большая роль отводится музыкальному и естественному шумо­вому оформлению передачи.

Телевизионная зарисовка — один из интересных жанров худо­жественной телепублицистики, требующих кропотливой творческой работы.

Образные компоненты очерковой тележурналистики. Главная осо­бенность публицистического творчества тележурналиста — единство рационального и эмоционального восприятия действительности. От­сюда и специфика документального образа: с одной стороны в нем про­является рациональное восприятие жизненных реалий, с другой — «об­лучение» их авторскими идеями и мыслями.

«В художественном образе реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, т.е. как творчески переработанная харак­терность и поэтому как часть особой, второй художественной деятельно­сти» [20, с. 157].

Документальный образ является результатом взаимодействия эле­ментарных выразительных средств:

– факта (характеристика действий);

– образа (ценностные ориентации);

– постулата (мировоззренческая позиция).

Принципы создания документального образа:

– типизация (при отображении жизни отдельного индивида раскрываются типические черты, присущие его современни­кам; используются такие способы, как типизация с опорой на прототип, создание психологического образа, обобщение жизни целого поколения, оценка жизненных явлений героем очерка);

– авторская интерпретация (на основе реальных фактов опреде­ляется точка зрения автора, происходит преобразование не­которых представлений, создание новых образов на основе представлений, выбираются главные тематические и изобрази­тельные элементы, выдвигаются версии);

– образная трактовка (расширение и обновление образного по­тенциала, появление таких новых моделей, как образ-явление, образ-тезис, образные элементы, художественные и ассоциа­тивные образы; использование приемов художественной услов­ности).

«Журналист, занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что журналист, в отличие от писателя, смело делит­ся собственными рассуждениями без всякой сложной опосредованности» [20, с. 165].

Телепублицист — автор очерка — осуществляет познавательную, художественно-коммуникативную функции творчества. Он всегда вы­ступает как реальное лицо:

– как носитель идейного замысла четко обозначает свою миро­воззренческую позицию в отношении отображаемых событий (проявление совокупности принципов, взглядов и убеждений; научные, нравственные и эстетические нормы);

– проявляет творческую индивидуальность:

- в выборе своей роли («зеркало» для героя, лирический герой очерка, инстанция анализирующая и оценивающая),

- в публицистической открытости (смело делится с телезри­телями собственными рассуждениями в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях, сомнения в их ис­тинности, догадки о возможностях их истинности),

- в формах авторского вторжения в экранное произведение (контакты с героем, собственные воспоминания, свои сооб­ражения, версии и предположения, свои эмоции, раскрытие творческой лаборатории).

Роль и место автора зависит от творческой задачи. Творческая ин­дивидуальность журналиста проявляется в его тематических ориентациях, в особенностях мировосприятия, в выбираемой авторской по­зиции. Мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи. Раскрывается авторская мысль не только аналитическим, но и худо­жественным путем. Поэтому в одних случаях автор размышляющий, в других — действующий.

«Я действующее» (автор — очевидец или участник событий):

– обеспечивает концентрацию внимания зрителей не только на внешней стороне событий, но и на постижении их внутреннего смысла;

– служит в очерке буфером между сжатым условным временем и реальным временем телевидения, соединяет очерк с текущим вещанием, помогает органично включить его в программную сетку дня;

– «Я размышляющее» (ориентация на совместную со зрителями постановку проблем, введение их в творческую лабораторию журналиста, обеспечение эффекта соразмышления с ним).

Специфика документального образа. Главная особенность очерковой тележурналистики — не только документальное отображение действи­тельности, но и ее художественное моделирование. Трансформация факта в документальный образ достигается за счет различных способов его творческой обработки.

Документальную основу очерка составляют:

– личные наблюдения тележурналиста (правда жизненных фак­тов);

– мемуары и письма;

– историография;

– делопроизводство;

– кино-фото-теледокументы, печатные издания;

– воспоминания современников;

– интервью с героями очерков.

Методы, используемые при документальных съемках:

– длительное наблюдение;

– обилие синхронов;

– скрытая или «привычная» камера;

– спецэффекты (игра теней и света, символическая цветовая па­литра, расцвечивание черно-белых кадров и др.)

Образная трактовка фактов осуществляется с помощью плодо­творного художественного метода, в основе которого лежит категория условности.

В документальном очерке формы условности достаточно много­образны:

– авторская точка зрения на происходящее;

– выбор определенного ракурса при изображении человека;

– выделение «опорных» фактов;

– авторские домыслы и версии;

– категории публицистического пространства и времени.

Приемы художественной условности:

– пересказ воспоминаний героя через внутренний монолог;

– прочтение настроения, раздумья героя (логическое моделиро­вание);

– воссоздание событий или ситуаций (метод реконструкции).

Художественные элементы телеочерка. Пейзаж в очерковых произ­ведениях, кроме того, что служит украшением или фоном, имеет широ­кие служебные функции. Он используется для:

– обрисовки места и обстановки;

– разрядки напряженности изображения;

– постановки социально значимых проблем;

– передачи зрителям определенного настроения;

– показа внутреннего состояния героев;

– передачи авторских впечатлений от происходящих событий.

В путевых очерках пейзаж необходим:

– для географического обозначения места действия;

– для обрисовки местности;

– для динамичного описания сменяющихся картин;

– для запечатления разных явлений природы.

В портретном очерке пейзаж используется:

– в качестве контрастного сравнения внутреннего состояния ге­роя и окружающей его природы;

– как средство раскрытия человеческого характера;

– как фон для портрета героя;

– как прием в раскрытии мировоззрения героя.

В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются редко; они могут выступать:

– в качестве экспозиции;

– для воссоздания социальных условий жизни людей;

– как художественное средство при постановке социально-значимых проблем.

Выразительным средством художественной типизации в телеочер­ке является деталь:

– показывает жизнь не в абстрактных, а в конкретных индивиду­альных проявлениях;

– способствует законченности портрета, делает образ осязаемым;

– усиливает изобразительную емкость и конкретность.

Этапы работы над деталью:

– вычленение из обилия впечатлений опорной детали, способной стать основой не только логической, но и художественной кон­цепции очерка;

– определение приемов использования детали (для образной трактовки события, для создания символического образа, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений).

Портретные характеристики героев телевизионных очерков дают возможность зрителям через выделение каких то внешних деталей за­глянуть в мир человеческой души, в мир чувств и эмоций. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристи­ке, — документальная точность изображения (случайных кадров, не отражающих или искажающих личность героя, на экране не должно быть). Особое внимание крупным планам.

«Личность в адресном очерке конкретна, образ избирателен, но избира­тельность его такова, что конкретный герой должен по возможности выра­зить типические черты поколения, претворить в своем характере сущност­ные веяния времени, характерные особенности места действия, приметные черты окружения героя, сферы его деятельности» [6, с. 213].

Психологизм как художественный метод телепублицистики. Психо­логические начала в публицистике обусловлены следующими факто­рами:

– возросшим интересом к внутреннему миру человека;

– нацеленностью не только на описание социально обусловлен­ных поступков личности, но и на душевные ее проявления;

– возросшей ролью субъективного фактора в современной соци­альной действительности.

В очерковом телепроизведении характер человека может быть на­глядно представлен во всей многогранности:

– эмоциональная сфера героя, его жизненные устремления про­являются в процессе самораскрытия, самоанализа в форме мо­нолога или диалога;

– конкретные поступки и действия, процессы социализации лич­ности оцениваются с помощью авторских комментариев;

– для обнаружения тех или иных черт характера герой может быть показан во взаимодействии с другими людьми, в ситуациях пре­одоления трудностей или морального выбора;

– анализ мотивационной сферы, осознание собственных поступ­ков, уровень психологической зрелости герой может проявить через внутренний монолог.

Композиция телеочерка

«Композиция документального произведения обычно обусловлена его те­мой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сцена­рия фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, рас­полагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить за­мысел и полно, и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения» [45, с. 159].

Композиционная гармония телевизионного очерка достигается че­рез принципы монтажного построения видеоряда — отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов и сцепление их в единую целост­ную картину. В очерковом произведении монтажный принцип исполь­зуется при отборе реальных событий в период съемки, при монтаже от­дельных эпизодов видеоряда и звуковой фонограммы.

Монтажный принцип «деление на главки» позволяет:

– разбить весь отснятый материал на тематические блоки;

– каждый блок смонтировать по схеме: телевизионный кадр — монтажная фраза — эпизод;

– все части выстроить по принципу сюжетного развития: от завяз­ки до кульминации;

– с помощью специфических приемов придать материалу необхо­димую целостность.

Следующий монтажный прием — «разработка мотива»:

– выдвигается «ударный эпизод», оттолкнувшись от которого, ав­тор динамично развивает действие;

используется интересный сюжетный ход, позволяющий пока­зать динамику конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения;

фабульное построение материала дает возможность панорамно­го сцепления событий.

Основные типы композиционных структур:

– хроникальный, отличается наличием событийного ядра, вы­страивается исходя из последовательной смены периодов, эпи­зодов, действий, имеет два принципа отображения событий: прямая хронология и смещенная;

– логический, основанный на логике причинно-следственных связей, имеет три разновидности логической схемы: описатель­ную (предметом анализа является некий ведущий признак), событийную (логика мысли дополняется логикой действия) и соединяющую (событие и явление выступают на правах иллю­страции основного тезиса);

– эссеистский, использующий свободную форму построения ма­териала, выбирающий более разнообразные композиционные приемы, отличающиеся наибольшей полифоничностью и пе­стротой рисунка:

- мозаика (портрет «мазками»),

- «веер» (герой — центр, к которому сходятся разные мнения о нем),

- «ступеньки» (соединение эпизодов разных лет).

- «кольцо» (начало и конец очерка связаны единой мыслью).

Специфические проблемы обритой телепублицистики. Специфику фильма-телеочерка определяют не только природа телевещания и воз­можности телевизионной техники, но и условия просмотра и размеры экрана.

Эти особенности делятся на три группы:

– технические: ограниченный размер жрана втечет за собой пси­хологические, семиотические, эстетические и технологические последствия; крупный план ведет к известной камерности, к преобладанию слова над изображением, к замедленному пла­новому монтажу, к исключению массовых сцен, большого коли­чества действующих лиц;

– психологические, связанные с условиями просмотра в замкну­той аудитории; камерность, доверительность общения и вместе с тем широта диапазона, одновременность воздействии на са­мую массовую, но разделенную на малые группы аудиторию;

– структурные: включение «пленочного» телеочерка в живую ткань других передач, выдержанных в принципах прямого эфи­ра; его влияние испытывает и телеочерк, отсюда комментатор в кадре, открытое обращение к зрителю, неспешный монтаж, стремление к уравниванию экранного и реального времени, со­участие зрителей (обратная связь).

 

Методические рекомендации по работе над телевизионным очерком

«В журналистском произведении в слове должны быть сформулирова­ны и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, вы­воды. В художественных жанрах телевидения и кино авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд, ориентированный на ассоциативное мышление, например» [6, с. 127].

Очерк, в том числе и проблемный, обращенный к разуму и к чувствам зрителей, требует полнокровности и красочности изложения, яркости деталей, эпизодов трудовой творческой деятельности героев. Для этого используются:

– глубинные обобщения, выпуклая обрисовка характеров, актив­ное применение художественных изобразительно-выразительных средств и монтажно-композиционных приемов;

– в силу эфирной специфики литературный очерковый текст приспоса­бливается к звучанию устной речи, обогащается ее живым дыханием и интонациями;

– особое внимание следует уделить стилистке очерка; важна не толь­ко стилевая окраска закадровой и синхронной речи, важен стиль съемок, а также контрапункт — соединение слова, изображения, музыки и шумов;

– телеочерк требует использования сильно действующих ресурсов те­левидения (скрытая камера, открытая, но экспрессивная съемка, ме­тоды восстановления факта, ситуации провоцирования, длительное теленаблюдение).

«В телевизионном очерке собранный материал автор располагает так, что­бы все его части соответствовали замыслу и определенным образом воз­действовали на зрителя. Для очерка требуются большие усилия, чем для документальных передач. Автор должен уметь ждать типичных ситуаций, особенно выразительных событий» [12, с. 379].