Фельетон

 

Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — события и явления действительности, об­ладающие «двуликовостью»: общественной вредностью и коми­ческой сущностью.

Авторская задача — использование комического для критики об­щественно вредных явлений (сатира) и безобидное, беззлобное осмеяние людских недостатков и слабостей (юмор).

Методы отображения — сочетание документальности, художе­ственности и сатиричности.

«Фельетон — это ведущий сатирический жанр публицистики. Он кон­центрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фелье­тон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств» [45, с. 2071.

Жанрово-стилистические особенности телевизионного фельетона:

– высокая типизация отдельного факта, с одной стороны, и бе­зупречная конкретность, требующая особой осторожности, — с другой (на экране живые люди);

– повышенный уровень эмоционального воздействия на аудито­рию телезрителей;

– особый монтажно-изобразительный строй телепередачи (выбор ракурсов, преобладание ассоциативного монтажа) и специфич­ность ее вербальной части (гротеск, образные характеристики, неожиданные столкновения и сопоставления);

– важнейшее средство сатирической типизации – авторская фан­тазия, возможность использования игровых элементов, приду­манных ситуаций, взаимодействия реальных героев с придуманными.

Типология фельетона:

– беллетризованный фельетон представляет собой целостное по­вествование о каком-либо негативном событии или о «герое» события; тема раскрывается на последовательном показе про­исходящего или на столкновении фактов; беллетризованный фельетон может быть адресным (называется конкретное место действия и имена его участников) и безадресным (автор раскры­вает нелепость или комизм какой-либо ситуации);

– публицистический фельетон чаще всего представлен на теле­экране сатирическим монологом — комментарием автора и представляет собой специфический отклик на конкретное со­бытие или ситуацию.

Роль и место автора. Главное в фельетонном повествовании — не количество описываемых фактов и даже не их внешняя броскость и яр­кость. Главное — характер рассмотрения факта, умение публициста-сатирика (автора) показать типическую картину и типические призна­ки явления.

Автор как одна из основных фигур фельетонного повествования:

– определяет авторскую позицию, выражает свою точку зрения, свой взгляд на сложившуюся ситуацию;

– рассматривает публицистические возможности авторского «Я», которое может быть представлено в роли:

- участника событий (оставаясь в рамках строгого следования фактам, автор появляется перед зрителями в роли рассказчи­ка, без нажима и дидактики выявляющего публицистическую сущность поднимаемой проблемы);

- наблюдателя (событие происходит на его глазах, достовер­ность факта не подвергается сомнению);

- активного комментатора (отдаленность по времени от ком­ментируемого факта позволяет автору широко использовать все средства сатирической типизации).

Самая главная задача фельетониста — взглянуть на события с пози­ции того смешного (подлежащего осмеянию), что есть в этом событии. Трудность — в умении обнаружить это смешное, выявить его сатири­ческую сущность и подать в художественной форме, через систему са­тирических образов, возникающих не только как результат художни­ческих усилий автора, но и как прямое следствие целенаправленного художественно-публицистического исследования.

Средства сатирической типизации:

– деталь, помогающая воссоздать наглядную картину событий; гротескная, гиперболизированная, включенная в общую систе­му средств сатирического заострения, дает представление об от­ношении автора к отражаемым фактам, вызывает соответствую­щие эмоции у зрителей;

– речь персонажей, раскрывающая сатирический характер си­туации; герои «проговариваются», и противоречие между соб­ственной незначительностью и претензией на внушительность в словах персонажа раскрывается не менее ярко, чем в поступ­ках; точно найденная реплика-деталь превращается в реплику-характеристику;

– использование художественных образов из произведений ли­тературы, театра, кинематографа применительно к оценке того или иного современника, включение фрагментов этих произве­дений в ткань телефельетона, чтобы при сопоставлении найти ассоциативное родство и получить комический эффект, вызвать у зрителя определенную эмоциональную оценку;

– беллетризация отрицательного факта, преобразование его в со­ответствии со специфическими законами фельетоностроения, главный из которых — ассоциативность;

– приемы юмора и сатиры, имеющие в своей основе нарочитое, целенаправленное разрушение семантико-стилистических, сло­вообразовательных, фразеологических и грамматических норм языка;

– речевая образность как результат совокупности многочислен­ных речевых конструкций и средств сатирического заострения (каламбур, стилевой контраст, сравнение, метафора, фразеоло­гические конструкции, гротеск, гипербола и литота, пародиро­вание и др.)