Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне

 

Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко используются все элементарные выразительные средства журналистики (ЭВС):

– фактологический ряд (факт как элемент действительности, эле­мент сознания и элемент журналистского произведения);

– образный ряд («бывшие» факты, прецеденты истории, деяния исторических лиц, фрагменты художественных произведений, фольклорные сюжеты и т.д.; образы должны быть понятны и близки аудитории, свежи, «не заезжены»);

– нормативный ряд, или постулаты (смысловые единицы, запе­чатлевшие социальный опыт, суждения, в которых воплощены те или иные установки общества и которые воспринимаются как некая формула).

Факты характеризуют действия, образы — ценности, постулаты — по­зиции. По утверждению Е. И. Пронина, благодаря их разнообразию рабо­чая идея приобретает обоснованность сразу в трех аспектах: событийно-прогностическом, культурно-историческом и идеолого-этическом. Изложение перестает быть одномерным, обретает объемность.

Создание документального образа всегда связано с двумя сторона­ми познания действительности — рациональным ее отражением и чув­ственным.

Новые творческие идеи могут возникать на основе интеллектуаль­ной интуиции. Одной из ее продуктивных форм является творческое во­ображение, которое:

– активно участвует в выработке новых идей;

– перекомбинирует жизненные впечатления и образы;

– переносит признаки одного объекта на другие;

– преобразует прошлый опыт;

в отдельных структурных частях осознает целостное журналист­ское произведение.

Интуиция творящей личности — это этап озарения, позволяющий внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения. При организации творческой деятельности интуиция играет главную роль в определении оригинального пути создания информационного продукта. Этапу озарения предшествует подсознательная работа, кото­рая стимулируется специфическими приемами:

– «отвлекающий маневр» — группа стимулов, отодвигающих по­иск решения на второй план, а обыденные дела выступают в роли творческих катализаторов;

– «наводящие» стимулы, действующие в ситуации общения, где происходит обмен мнениями и обкатываются какие-то творче­ские идеи;

– стимулы «технического толка» — то, что способствует поиску оригинальных составляющих будущего произведения: сюжет­ных линий, образов, жанровых рамок, изобразительных средств;

– «организационные» стимулы — создание таких условий работы, при которых подсознание «выдает на-гора» необходимый объем творческой продукции.

С помощью творческого воображения в журналистике создается документальная образность на основе таких принципов, как:

– типизация (отбор наиболее существенного, что имеется в дей­ствительности для выявления типических характеристик и свойств изучаемого объекта; при этом фактические данные имеют точный адрес, а герои журналистских произведений — конкретные фамилии);

– авторская интерпретация (ничего не домысливая, автор отбира­ет из жизненного материала нужные ему ситуации, подвергает факты собственному осмыслению, делится личными впечатле­ниями, выражает свое отношение к событиям);

– образная трактовка фактов (создание нового образа за счет пре­образования отдельных характеристик объекта; мастерство жур­налиста в данном случае проявляется в умелом оперировании фактами, грамотной их оценке, нахождении между ними суще­ственных причинно-следственных связей).

Конкретная методика создания документального образа предусма­тривает использование таких способов, как:

– психологизм (самоанализ, самораскрытие человека, анализ мотивационной сферы);

– художественное моделирование (создание такой специальной си­туации, где наилучшим образом проявляется характер объекта);

– условность (выбор ключевых элементов повествования, опреде­ление ракурса в показе события, проявление авторской точки зрения, возможность авторской версии по поводу тех или иных ситуаций);

– использование художественных средств изображения (портрет­ные характеристики, пейзаж, внимание к деталям, образно-экспрессивный язык).