Роль воображения в журналистском творчестве

 

До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку?

Существует огромное количество теорий творчества, которые условно можно было бы разделить на социальные и психологические концепции.

Социальные концепции усматривают в творчестве один из механизмов социальных контактов людей (поскольку никто не вторит безадресно), ролевой механизм признак творчества – одна из социально одобренных ролей). В связи с этим говорят о существовании антиномии творчества (творчество за и творчество против, для и вопреки)

Психологические концепции видят в творчестве механизм приспособления к окружающему миру. Механизм преодоления фрустрации, снятия напряжения. В этом механизме последовательно задействуются психические процессы, перенаправляющие действие либидо.

Особую роль здесь играет фантазия. Вот как писал о фантазии Юнг: «Я считаю фантазию наиболее ярким выражением специфической активности нашей психики… она мать всяких возможностей… во всяком творчестве первенствующее значение принадлежит созидающей фантазии. Все великое было сначала фантазией… Фантазия есть непосредственное выражение психической энергии»[172].

 

5.3.1. Механизмы воображения

 

Воображение опирается на механизмы пассивной памяти и ассоциативные ряды. Отправной точкой воображения всегда становится символ (камень в воде). Этот символ – тема фантазии. Он влияет на наше сознание на многих уровнях. По словам А. Эйнштейна, «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»[173]

Специфика журналистского творчества заключается в том, что таким камушком должны стать не случайные знаки, включающие восприятие, а факты. Именно журналистский факт выступает здесь в роли активатора творческих процессов. И это делает журналистское творчество самым неестественным, искусственным с точки зрения человеческой психики. Тогда, когда человек творит спонтанно, – это нормально. Но когда по необходимости – это следует искусственно тренировать. Действительно, для того чтобы механизм творчества запустился, неминуемо должен быть задействован и механизм сублимации. А он действует только под напором социального запрета. Журналистская же информация не только не запрещается обществом, но, напротив, запрашивается им. Поэтому здесь возможно создание имитационных механизмов, некоторые из которых с легкостью поддаются описанию:

1. «Ленивые» ассоциации (уровень проявления воображения, соответствующий самому очевидному решению. Те ассоциации, что приходят в голову сразу).

А) со всеми семантическими соответствиями;

Б) со всеми словами, начинающимися на эту же букву;

В) со всеми словами, рифмующимися с этим словом;

Основная цель генерирования ассоциаций в том, чтобы ликвидировать сдерживающие стереотипные представление о возможности решения задачи;

2. Картины-воспоминания (изменение события под напором новых «волн». Действует по принципу «что было в тот раз, когда точно так же…»);

3. Активное ассоциативное творчество (использование приемов активизации воображения);

4. «Бином воображения» - воображение, основанное на борьбе понятий (Анри Валлон в книге «Истоки мышления у детей» пишет, что мысль возникла из парных понятий: легкий появляется только в паре с тяжелым. «Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы». Пара, двойка возникли раньше, чем единичный элемент). Для того чтобы бином воображения начал функционировать, два слова должны разделяться дистанцией, их соседство должно быть необычным. Стремясь установить родство между словами, воображение активизируется. Именно на основе такого воображения строится метод остранения В. Шкловского. Ну, например, слова:

шкаф пес

На основе этого сочетания может быть построено несколько картин воображения:

- пес со шкафом

- шкаф пса

- пес в шкафу;

5. Техника фантастических гипотез (Новалис писал, что гипотеза подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь»). Техника такого воображения предельно проста. Она выражается в формуле: «Что было бы, если …»;

6. Произвольный префикс (супермен – суперзабивальщик, мининебоскреб, минимилиардер, минигиппопотам);

7. Конструирование герметического определения (загадка).

В основе - процесс остранения. Предмет опускается, но поднимается все, что мы о нем знаем. Такой процесс проходит 3 этапа:

- остранение

- ассоциация

- метафора

Далее следует работа над формой подачи;

8. Принцип «а потом?» (для аналитических материалов);

9. Расчленение образа (очки, борода, улыбка…).

Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:

1. Агглютинация – элементарная форма синтезирования образов: предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр и т.п.);

2. Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многоголовые драконы);

3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (шарж, карикатура);

4. Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (растительный орнамент);

5. Типизация – выделение значимого повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.