Так вот, художественность начинается тогда, когда кончается ЧТО и начинается КАК.

Собственно говоря, художественность вообще не нужна, если бы вы писали Деловое письмоуже знакомому партнеру. Так оно, собственно говоря, и есть. В переписке с уже имеющимися партнерами вы пишете деловые письма и избегаете художественности.

Значит, Художественность дополнительна к деловому письму и решает вполне определенные задачи. А какие?

Подберемся к этому через другой вопрос: а чем отличается Презента­ция от Делового письма? И когда мы переходим с Деловых писем на Презентации?

Ответ довольно очевиден: когда мы обращаемся к незнакомым людям и компаниям. Точнее, когда предлагаем себя тем, кто нас еще не знает.

Что мы хотим от Презентации? Мы хотим, чтобы она дала нашим возможным партнерам представление о нас. Если бы мы хотели чего-то другого, мы бы сразу и написали соответствующее послание. Но мы хотим именно дать о себе представление, чтобы исходя из него будущий партнер и вел с нами переговоры. Деловое же письмо оказывается лишь вложенным в Презентацию.

А какое представление мы хотим дать партнеру? Иначе говоря, какое мы хотим произвести на него впечатление? Первыми появляются ответы вроде: что мы деловые люди, что мы умеем делать продукты и тому подобное.

Нет. Если переходить на психологический язык, то главное, что мы хотим от своего представления, это чтобы партнер понял — мы свои!

Художественность начинается тогда, когда кончается ЧТО и начинается КАК. Но для презентации КАК — это не «как красиво!», это «КАК СВОИ»!


Часть I. Создание Письмо-Дубля

Понятие свойства — это важнейшее психологическое понятие, лежа­щее в основе человеческого мышления. И оно чрезвычайно живуче и действенно. Оно повсюду, начиная с сумасшествия футбольных фанатов и кончая патриотизмом и мировыми религиями. И самое главное в нем — это освященное тысячелетиями право убивать чужого. На этом построено искусство, включая весь современный фантастический кинематограф. Я не имею здесь возможности говорить об этом подробнее. Так что обсудим свойство в другой раз.

А пока просто примите в качестве главной задачи,которую достигает художественность презентации: показ того, что ты свой.

Иначе говоря, художественность — это то, КАК ты «произносишь» свое деловое предложение. А произносить ты его должен так, как принято у своих — на фене, на арго или на языке протокола.

Я надеюсь, что теперь это «КАК» зазвучало для вас чуточку иначе, чем обычно.

Так что приготовьтесь к тому, что этот раздел будет не разговором об искусстве. Мы будем здесь думать о том, что в Презентации должно быть сказано не деловым текстом, а самим способом подачи. Иначе говоря, мы будем говорить не о том, как оформить, а о том, что передавать формой, а не текстом. Впрочем, изрядная часть этого разговора уже состоялась в предыдущих главах.

В качестве заключения скажу следующее: Если вы начинаете работу над Презентацией с разделения его содержания на Деловое письмо и Художе­ственность, то есть на Предложение и Свойство, то у вас нет больше сложностей с тем, чтобы иметь содержание как для прямого обращения к партнеру, так и для поиска художественных форм.

Все искусство отчаяния рождается не оттого, что дизайнеры не могут придумать новые формы, а оттого, что формы не рождаются без содержа­ния. Это как хлопок одной ладонью. Значит, для того, чтобы создать формы, нужно знать ЧТОты хочешь в них облечь.

И тут очень важно не ошибиться и не отдать в Художественность то, что относится к Содержанию, и наоборот. Так что, начиная эту учебу, примите, как и полагается при учебе, что начинаете вы с самых простых и, в силу этого, классичных решений. И пусть вначале ваши художествен­ные решения не будут изощренно-оригинальными. Это придет и належится поверх классики само, но лишь тогда, когда углубится и станет изощрен­ным ваше понимание того, что вы делаете.


Урок 3. Художественность