Сценарная заявка

В кинематографе сценарная заявка является очень хитрым жанром. По сценарной заявке с автором заключают договор и платят аванс. Поэтому заявка должна быть своего рода кратким изложением будущего сценария, чтобы студия по ней могла понять, какой фильм получится, и вообще получится ли. Иначе говоря, в кино сценарная заявка — документ финансовый.

Однако при этом автор, отдавая заявку на студию, всегда опасается, что его идею украдут. И он вынужден изыскивать способы, как скрыть то, что можно позаимствовать из числа его задумок.

И вот начинаются околотворческие мучения: как создать такое произ­ведение, которое не выдает твоих настоящих замыслов, а в то же время достаточно убедительно и не оставляет сомнений, что с автором можно заключить контракт.

Сценарная заявка на Презентацию, в принципе, является тем же самым, что и сценарная заявка в кино. Это краткое изложение будущего сценария, позволяющее понять, как будет строиться вся Презентация. Однако вопрос о том, чтобы скрывать свои находки, здесь оказывается


Урок 4. Сценарий презентации

гораздо менее болезненным. И если не рассматривать сейчас вопрос о презентациях очень крупных компаний, где имеется высокая конкуренция дизайнеров, его можно вообще опустить из рассмотрения. Во-первых, потом}', что в презентации главными являются дизайнерские находки, а не сюжетные ходы. Их в заявке еше не видно. Во-вторых, потому, что презентация — это не кино. Если один заказчик не принял ваше решение или кто-то использовал ваше решение для одного заказчика, вы всегда сможете продать это решение еще десятку заказчиков, лишь меняя его подачу в презентациях.

Ну и самое главное: заказчики презентаций — простые бизнесмены, а не изощренные студийцы. И видеть спрятанные замыслы они не могут. Перестараетесь со скрытостью, останетесь без заказа. В общем, с бизнесме­ном надо говорить проще и понятнее. И тогда шансы, что заказ будет ваш, возрастают.

При таком подходе Сценарная заявка становится очень простым жанром. По сути, это всего лишь краткое описание задач, стоящих перед презентацией, и того, как вы эти задачи предлагаете решать.

Именно предлагаете, потому что Сценарная заявка подается на утвер­ждение заказчику. Именно по ней он решает, соответствует ли предлагаемое вами решение его заказу.

Так что пишите, просто размышляя о том, как решить поставленную задачу. Такой текст бизнесмен сможет понять и с удовольствием вмешается в него, давая поправки. Это очень важная часть профессии презентацион-щика — суметь полунить поправки от заказчика на стадии сценарной заявки. Те, кто этому не научился, получают поправки тогда, когда показывают заказчику первые видеоматериалы или первые пробные распечатки. В общем, тогда, когда внесение правок стоит дорого и разрушает задуман­ную картину. Те, кто не умеют получать поправки на стадии заявки, очень часто не любят то, что в итоге выходит из их рук, потому что это поломанные «злыми и тупоголовыми» заказчиками мечты о шедевре...

Вопрос о тупоголовости — это такая бесконечная игрушка дизайнеров. Очевидно, право обзывать тупыми заказчиков имеет для них самостоя­тельную ценность. Вместо того, чтобы отказаться от своей собственной тупоголовости и подумать, а что же нужно человеку, который платит тебе деньги, они предпочитают с наслаждением страдать от непонятости и недооцененности посреди грубого и глупого мира, который не принимает художника!..

Я лично думаю, что это всего лишь признак профессиональной неполноценности дизайнера. Он боится, что не сможет на должном уровне решить поставленную перед ним задачу. Поэтому старается «не понять», что же от него хотят, и решает все время как бы не ту задачу. В'итоге задача заказчика оказывается явно не решена. Заказчик, видя, что ему дается не то, что он хотел, вмешивается и требует переделок. Теперь уже дизайнер, в показном возмущении, кричит, что тупоголовый заказчик сломал его


Часть I. Создание Письмо-Дубля

гениальный замысел и пусть теперь имеет то, что из этого получилось! И не упрашивайте меня теперь сделать то, что я задумывал! Я это отдам тем, кто достоин моей кисти!..

На самом деле дизайнер теперь жутко рад, что его спасли и никто не увидит, что его шедевр был дерьмом. И чтобы никто не увидел, как он прячет радостную улыбку, он сбегает в бар и надирается. Внешне — с горя, а на самом деле празднуя, что у него проскочил еще один заказ.

Чуть выше я сказал, что это непрофессионально. Думаю, я не прав. Это именно профессионально, потому что так живет большинство профес­сионалов. Так что вопрос о том, как писать сценарную заявку, — это вопрос о выборе жизненного пути. Скажем, так: в профессионалы или в художники.

Не буду больше отвлекаться, просто покажу пример самой простой заявки. В жизни она, конечно, может быть гораздо подробнее или вообще другой. Но я хочу показать некий исходный минимум, начиная от которого можно накапливать мастерство.

"to