Сценарный план

В нем перечисляются только основные эпизоды, из которых складыва­ется сценарий. Начиная с Введенияи заканчивая Заключением.

Именно так: Введение и Заключение. Если вы хотите дать этим разделам какие-то значимые имена, делайте это после точки, но слова «Введение» и «Заключение» сохраните. Почему?

Потому что благодаря им дизайнер легче перейдет от понимания слов к видению самого общего образа Презентации, к художественному реше­нию. А оно предполагает, что произведение с чего-то начинается (вводится), чем-то заключается в художественном отношении. И эти художественные введения и заключения еще не несут смысла, но зато делают произведение цельным и единым.

Как только он увидит Начало и Конец художественно, все остальное станет для него заполняющим промежуток между ними содержанием. Он уже будет знать, в каком ключе их оформлять. Это знание будет, возможно, очень простым. На уровне выбора цвета и размера шрифтов. Но оно сделает все произведение единым. Если в Начале и Конце будут какие-то запоминающиеся детали, дизайнер использует их как пронизы­вающие всю Презентацию образы и свяжет ими все повествование, так что зритель не потеряет нити рассуждения и подсознательно все время будет помнить главное.

Вот задача Сценарного плана. Прочитав его, дизайнер создает себе самый общий и простой образ всей Презентации.

После этого для него пишется Развернутый сценарный план.

Это произведение является средним между Сценарным планом и Сценарием: в нем не записывается то содержание, которое заполняет Сценарий, но зато оно называется. Делается это в виде разбивки Сценплана на Эпизоды.

Эпизоды разбиваются на Сцены.

А сцены, в свою очередь, на Кадры.


Часть I. Создание Письмо-Дубля

И каждому эпизоду, каждой сцене и всем кадрам даются имена, указывающие, какое в них будет содержание. Очень кратко, но внятно, чтобы образ Презентации закрепился у Дизайнера.

Именно по Развернутому Сценплану и будет работать дизайнер. А из сценария он всего лишь будет забирать нужные тексты, даже по-настоящему не читая их.

Такой уровень подробности, каким обладает сценарий, не нужен для работы дизайнера. Он его перегружает, заставляет разбрасываться и не позволяет удержать целостность всего решения. Поэтому научитесь делать развернутые Сценарные планы, а к Сценарию относитесь, как к справочному материалу, в котором есть все.

Далее, в Уроке 5, я привожу Сценарный план и Развернутый сценар­ный план, использовавшиеся при создании презентации WB.


Урок 5. Сборка презентации дизайнером

Если все обговоренное выше было проделано, то сборка презентации оказывается довольно простым, хотя и трудоемким делом. Описывать его бессмысленно, но в помощь дизайнеру стоит сказать следующее.

По ходу работы как можно чаще сверяйтесь с заказчиком или сценаристом. Никогда не доводите до больших переделок. Это же лишняя работа за те же деньги. Вначале согласуйте все исходные образы, потом, когда собираете из них куски презентации, проверяйте на сценаристе или заказчике каждый лист. И правьте сразу, как получили замечания.

Эту подсказку можно назвать искусством создания из заказчика соавтора или же умением не брать на себя лишнюю ответственность. Внешне это выглядит так. На самом же деле это важнейшее качество презентаци-онщика — способность точно понять заказчика и сделать ему именно то, что он хотел.

Следующая подсказка относится к дееспособности, то есть к способности доводить продукт до товарного вида, что равносильно умению получать оплату за свой труд.

Очень часто рекламные проекты, великолепно начавшись, превраща­ются в «долгострой», а то и глохнут в трясине недоделок и мелочей. Это происходит от неумения правильно выстроить работу. И случается это чаще всего тогда, когда многоопытный дизайнер, сделавший немало презентаций под руководством других людей, решает попробовать себя в роли руководителя проекта или режиссера презентации. И все получается у него гораздо красивее, чем раньше, кроме... управления.

Так вот, первое и обязательное правило режиссуры подобных проектов — ни в коем случае не увязать в доводке и доточке деталей. Сначала выложите весь сценарий художественными образами начерно, но целиком, и только после этого приступайте к равномерной доводке его частей. Этот первый этап работы так и называется — Выкладка сценария в образах.

Если вы идете таким путем, то в любой миг вы можете сдать заказчику готовую презентацию, передающую все необходимое ему содержание, поскольку все тексты были утверждены уже на уровне сценария. И заказчик будет вам благодарен, потому что у него есть презентация, про которую он, вручая ее партнеру, может сказать, что это черновой набросок, а чуть позже будет и качественная визитка.

Иначе говоря, конечно, хорошо, когда все идеально, но бизнес требует дела, а не красоты. Если вы поймете это, то заказчику будет легко с вами работать, и он будет и платить, и ждать сколько надо.


Часть I. Создание Письмо-Дубля

Далее я просто привожу пример изготовления Вводной Презентации на основе того сценария, что приводился выше. Сколько было сделано согласований и внесено изменений, я даже не берусь рассказывать. Вы это или уже понимаете, или скоро поймете сами. Но именно способность дизайнера легко принимать замечания и вносить правки делают его художником в искусстве презентации. Но сначала немножко теории.

Весь сценарий, как это уже писалось, а значит, и презентация делится на вполне определенные части. Самые крупные — это эпизоды. (Т] эпизод 2 эпизод [Т] эпизод

Эпизоды делятся на сцены. |Т| эпизод (Т) сцена (2) сцена

Сцены — на кадры, сцена

Кадры в тексте выделяются рамкой, | чтобы отчетливо

восприниматься, как отдельный, самостоятельный образ.

Это общая теория сценарной работы. Конечно, в самом эскизном виде. Если это понятно, то можно перейти к практической части сценарного дела. Сначала надо создать Сценарный план, куда входят лишь эпизоды — то есть самые крупные части, составляющие сценарий. Сценплан позволит дизайнеру создать внешний образ Презентации.