Сценарий выставочной экспозиции

Слово «сценарий» не очень подходит к такому понятию, как оформление выставки. Тут, скорее, ожидается слово «дизайн», потому что предполагается, что нужно, скорее, нарисовать нечто, чем сыграть. А «сценарий» всегда связан с какими-то действиями и, по сути, воспринимается записью действий.

Однако на самом деле сценарий — это запись сцен. Сцен как действий, которые должны совершаться на сцене, точнее, в различных сценах как местах. «Различные сцены» — это одна и та же сцена в театре, но оформленная различными декорациями. В кино же и сцены становятся разными в соответствии с необходимыми для драматургии действиями. Драматургия же, если перевести это слово на обычный человеческий язык — это искусство рассказать историю.

Историю, сказку действительно нужно уметь рассказать. Раньше это делали профессионалы-сказочники. Сказки и байки были разными, потому что они преследовали разные цели и решали разные задачи. Одни сказывали долгими вечерами, когда не было телевизоров и нечем было заполнить время. Другие говорились днем и кратко. Все они так или иначе рассказы­вали о том, как устроен мир, но одни непосредственно учили думать, другие воспитывали, прививали нравственные понятия, а были и такие, которые давали ключи к кодам культуры. Культуры нашего сообщества. Человек, знающий такие ключи, узнавался как свой. Человек же, не могущий отгадать какую-то загадку, которая часто не имела логического решения, вызывал подозрения: у нас все дети эту загадку с детства знают!

В общем, драматургия как искусство нацеленного рассказа существует тысячелетия, и главное в ней — это, дав человеку информацию, привести его к каким-то выводам и, может быть, заставить принять решение действовать. Последнее, по крайней мере, желательно. Из этого рождается древний театр, который вначале был жреческим.

В этом смысле реклама является прямым наследником театральной драматургии. Она дает какую-то сцену и рассказ в ней, имеющий целью заставить тебя принять решение. Цели, конечно, сменились. Теперь это не традиционные задачи культуры, а цели продавцов товаров и услуг. Но и это имеет глубокую театральную, игровую историю. Древний и средневековый рынок был театром, а торговец одновременно и актером, постоянно выступающим перед толпой зрителей. Так что понятие драматургии вполне применимо при создании Презентаций.


Урок 8. Выставке

Следовательно, применимо и такое орудие, как сценарий. Надо тольковидеть, что оформление выставки — это и сцена и воздействие, призванное привести покупателя к определенному решению.

В обшем-то, дизайнер, приступая к оформлению выставки, полупод­сознательно прорабатывает ее дизайн именно с задачей оказать воздействие. Но «полуподсознательно» означает, что от приведенной выше формулы остается только половина. Какая? Оформить так, чтобы зрительные и звуковые образы оказали воздействия. Иначе говоря, привлекли внимание.

Что будет со зрителем дальше — это как бы не задача дизайнера. Он свое дело выполнил, внимание к вашему стенду привлек, людей привел, а дальше делайте с ними все, что хотите!

А хозяин, поскольку считает, что ничего не понимает в дизайне, тожеподходит к своей выставке полусознательно. Он знает, что хочет от покупателя, но не знает, как это ему сказать, и рассчитывает, что это занего сделает дизайнер.

В итоге, между дизайнером и хозяином выставки оказывается разрыв,пропасть. В эту пропасть и попадают зрители. Дизайн их привлекает. Они смотрят на него, но не могут из него извлечь ничего в отношении желаний хозяина выставки. И им остается либо любоваться дизайном, либо пробиваться сквозь тупых служащих, нанятых со стороны лишь для проведения выставки, пока он не доберется до человека, способного давать ответы! А сколько еще идти до человека, способного принимать решения! Сколько возможностей упускается из-за этого.

Редкий дизайнер понимает, что для создания дизайна выставки нужнохорошо знать, чего хочет хозяин. И уж совсем немногие в состоянии в этом помочь. Но такие дизайнеры быстро становятся дорогими и недоступны средним и начинающим компаниям.

А всего-то нужно добавить вторую часть формулы драматургического дизайна:

1) привлечь внимание зрителя к сцене, чтобы оказать на него такое
воздействие,

2) которое приведет его к определенному решению.

К какому решению приводить зрителя, должен сказатьдизайнеру хозяин. Прямо так, к примеру, и заявить:

«Мне нужно, чтобы приходившие на мой стенд все какодин брали данные о моей компании, чтобы передать их своим знакомым. А все, кто уже в этом бизнесе, делали мне заказы или предлагали партнерство. Иначе говоря, я хочу получить от этой выставки:

1) партнеров для издания и продажи моих продуктов;

2) покупателей или заказчиков для моих услуг, к примеру,
аутсорсинга».


Часть II. Создание Выставочной Презентации

Вот эти задачи и будут теперь определять драматургию дизайна. Иначе говоря, они подскажут и как расположить материал, и какие сделать надписи. Драматургия выставочного воздействия и состоит из соединения зрительных образов со словами.

Выглядит это просто и скучно. Но на деле так запутано в наших головах, что впору писать детектив.